Страхование - это цивилизованная форма защиты прав человека, а обязательное страхование - это его гарант.
В рамках прошедшей в Алматы 13-14 апреля XI международной конференции «Страхование в Центральной Азии» при поддержке специального партнёра конференции компании «Balt Assistance» прошла тематическая секция - «Страхование туристов, выезжающих за рубеж: казахстанские реалии и международный опыт». Дискуссия в формате «круглого стола» стала конструктивным обсуждением текущей ситуации, которая сложилась в сфере выездного туризма, страхования ответствен ответственности туроператоров и турагентов и инициатив регулятора страхового рынка по изменению действующего законодательства.
Сфера выездного туризма в Республике Казахстан последние несколько лет переживает не самые лучшие времена. Последовательные девальвации тенге, кризис в отечественной и мировой экономике, политическая нестабильность в странах, которые стали для казах- станцев излюбленными местами отдыха, в довершение ко всему - дефолты туроператоров, которые принесли гражданам и страховщикам многомиллионные потери. Всё это в совокупности серьёзно снизило спрос на услуги туроператоров. Но, несмотря на внешние вызовы, всё-таки основным и ключевым фактором снижения привлекательности услуг туроператоров остаётся непрозрачность самого туристиче
ского рынка, отсутствие серьёзного регулирования и, собственно говоря, гарантий туристам, которые решили воспользоваться услугами отечественных туристических фирм.
И вот «первые ласточки» прилетели к казахстанским туристам в 2013 году. Именно в этом году первый дефолт туркомпании заставил задуматься о необходимости более жёсткого регулирования не только сферы выездного туризма, но и всей туристической отрасли в целом. Не остался в стороне и страховой рынок, поскольку несовершенства действующего законодательства об обязательном страховании туроператора и турагента моментально вылились в многомиллионные убытки.
Последние четыре года Правительство напоминает пожарного, который занимается оперативным тушением локальных пожаров в туристической отрасли. По-другому происходящие изменения назвать трудно, поскольку изначально, имея на руках все риски отрасли, не было сделано попыток системно решить все вопросы сразу. Об эффективности «пожаротушения» можно будет судить уже в ближайшее время. А пока профильное Министерство решает, как «построить» туристическую отрасль, Национальный Банк как регулятор страхового рынка принял решение о трансформации действующей системы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) туроператора и турагента и сместить акценты с имущественных интересов участников туристического рынка на имущественные интересы туриста, выезжающего за рубеж.
Реакция участников страхового и туристического рынков на предлагаемые изменения была неоднозначной. Если позиция страхового рынка больше направлена на конструктивное обсуждение и внесение поправок в предлагаемую Национальным Банком модель, исходя из имеющегося опыта страхования выезжающих за рубеж, то туристический рынок воспринял новации как попытку «нагрузить» туроператоров «чужой работой» и разорить и без того финансово «нагруженных» участников туристического рынка.
Основные опасения туроператоров связаны с тем, что предлагаемые изменения переводятобязан- ность страховать риски туриста, выезжающего за рубеж, на туроператора и данная услуга должна быть включена в туристический продукт. По мнению представителей туристического сообщества, дополнительная нагрузка в виде обязательства страховать туриста при том, что уже существуют законодательно закреплённые обязанности туроператора по отчислениям в фонд «Туристк Камкор», предоставление банковской гарантии создаёт неподъёмные условия для туристического бизнеса, что в итоге может привести к банкротству и уходу с рынка значительного числа отечественных игроков туристического рынка, большинство из которых - это представители малого и среднего бизнеса.
У туристического рынка много внутренних проблем, и текущую инициативу по защите прав туриста его представители рассматривают как подмену одного на другое и как уход от существующих проблем, связанных с деятельностью туроператора и турагента. Отмена страхования профессиональной ответственности туроператоров и турагентов, которая сейчас, по сути, является неким «входным билетом» на рынок туристических услуг, поскольку страховка является обязательной при лицензировании участников туристической отрасли, по мнению профессиональных участников туристического рынка, может стать фактором, который дестабилизирует отрасль.
По итогам прошедшего обсуждения стало ясно, что комплексный и системный подход к регулированию деятельности туристического рынка - это единственно возможный и правильный подход для решения сложившихся проблем в отрасли. Но страховщики не могут и не должны быть основной движущей силой таких изменений, всё- таки, как они считают, это - задача Правительства. Со своей стороны страховой рынок может предложить имеющийся опыт и технологии для того, чтобы улучшить качество туристического продукта, защищать права туристов и принять посильное участие в налаживании бизнес-процессов в туристической отрасли. Конструктивный диалог и сотрудничество - это путь, по которому должны развиваться отношения двух отраслей - страховой и туристической и во главе угла должны быть всё-таки интересы туриста, а уже во вторую очередь - бизнеса.
Предлагаем нашим читателям обзор информационных материалов, которые были представлены вниманию участников «круглого стола».
2) Кому выгоден Закон «Об обязательном страховании туриста»?
Источник: Журнал «Рынок Страхования»