Страхование - это цивилизованная форма защиты прав человека, а обязательное страхование - это его гарант.

В рамках прошедшей в Алматы 13-14 апреля XI международной конференции «Страхование в Центральной Азии» при поддержке специального партнёра конфе­ренции компании «Balt Assistance» прошла тематическая секция - «Страхование туристов, выез­жающих за рубеж: казахстанские реалии и международный опыт». Дискуссия в формате «круглого сто­ла» стала конструктивным обсуж­дением текущей ситуации, которая сложилась в сфере выездного туризма, страхования ответствен­ ответствен­ности туроператоров и турагентов и инициатив регулятора страхового рынка по изменению действующего законодательства.

Сфера выездного туризма в Республике Казахстан последние несколько лет переживает не самые лучшие времена. Последователь­ные девальвации тенге, кризис в отечественной и мировой экономи­ке, политическая нестабильность в странах, которые стали для казах- станцев излюбленными местами отдыха, в довершение ко всему - дефолты туроператоров, которые принесли гражданам и страховщи­кам многомиллионные потери. Всё это в совокупности серьёзно снизи­ло спрос на услуги туроператоров. Но, несмотря на внешние вызовы, всё-таки основным и ключевым фактором снижения привлекатель­ности услуг туроператоров остаётся непрозрачность самого туристиче­

ского рынка, отсутствие серьёз­ного регулирования и, собствен­но говоря, гарантий туристам, которые решили воспользоваться услугами отечественных туристи­ческих фирм.

И вот «первые ласточки» при­летели к казахстанским туристам в 2013 году. Именно в этом году первый дефолт туркомпании заста­вил задуматься о необходимости более жёсткого регулирования не только сферы выездного туризма, но и всей туристической отрас­ли в целом. Не остался в стороне и страховой рынок, поскольку несовершенства действующего законодательства об обязатель­ном страховании туроператора и турагента моментально вылились в многомиллионные убытки.

Последние четыре года Прави­тельство напоминает пожарного, который занимается оперативным тушением локальных пожаров в туристической отрасли. По-другому происходящие изменения назвать трудно, поскольку изначально, имея на руках все риски отрасли, не было сделано попыток систем­но решить все вопросы сразу. Об эффективности «пожаротушения» можно будет судить уже в ближай­шее время. А пока профильное Министерство решает, как «по­строить» туристическую отрасль, Национальный Банк как регулятор страхового рынка принял решение о трансформации действующей системы обязательного страхова­ния гражданско-правовой ответ­ственности (ГПО) туроператора и турагента и сместить акценты с имущественных интересов участ­ников туристического рынка на имущественные интересы туриста, выезжающего за рубеж.

Реакция участников страхового и туристического рынков на пред­лагаемые изменения была неод­нозначной. Если позиция страхо­вого рынка больше направлена на конструктивное обсуждение и внесение поправок в предлагаемую Национальным Банком модель, исходя из имеющегося опыта стра­хования выезжающих за рубеж, то туристический рынок воспринял новации как попытку «нагрузить» туроператоров «чужой работой» и разорить и без того финансово «на­груженных» участников туристиче­ского рынка.

Основные опасения туроперато­ров связаны с тем, что предлагае­мые изменения переводятобязан- ность страховать риски туриста, выезжающего за рубеж, на туропе­ратора и данная услуга должна быть включена в туристический продукт. По мнению представите­лей туристического сообщества, дополнительная нагрузка в виде обязательства страховать туриста при том, что уже существуют зако­нодательно закреплённые обязан­ности туроператора по отчислениям в фонд «Туристк Камкор», предо­ставление банковской гарантии создаёт неподъёмные условия для туристического бизнеса, что в итоге может привести к банкротству и уходу с рынка значительного числа отечественных игроков туристиче­ского рынка, большинство из кото­рых - это представители малого и среднего бизнеса.

У туристического рынка много внутренних проблем, и текущую инициативу по защите прав туриста его представители рассматривают как подмену одного на другое и как уход от существующих про­блем, связанных с деятельностью туроператора и турагента. Отмена страхования профессиональной ответственности туроператоров и турагентов, которая сейчас, по сути, является неким «входным билетом» на рынок туристических услуг, поскольку страховка является обязательной при лицензировании участников туристической отрас­ли, по мнению профессиональных участников туристического рынка, может стать фактором, который дестабилизирует отрасль.

По итогам прошедшего обсуж­дения стало ясно, что комплексный и системный подход к регулирова­нию деятельности туристического рынка - это единственно возмож­ный и правильный подход для решения сложившихся проблем в отрасли. Но страховщики не могут и не должны быть основной движу­щей силой таких изменений, всё- таки, как они считают, это - задача Правительства. Со своей стороны страховой рынок может предло­жить имеющийся опыт и техно­логии для того, чтобы улучшить качество туристического продукта, защищать права туристов и принять посильное участие в налаживании бизнес-процессов в туристической отрасли. Конструктивный диалог и сотрудничество - это путь, по кото­рому должны развиваться отно­шения двух отраслей - страховой и туристической и во главе угла должны быть всё-таки интересы туриста, а уже во вторую очередь - бизнеса.

 

Предлагаем нашим читателям обзор информационных материа­лов, которые были представлены вниманию участников «круглого стола».

1)  Вопросы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента в Республике Казахстан

2)  Кому выгоден Закон «Об обязательном страховании туриста»?

 

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»

 

Читайте также...

Ураган Дориан на Багамских островах: $3,4 млрд ущерба, 3 года…

20-01-2020 Просмотров:31

Ураган Дориан на Багамских островах: $3,4 млрд ущерба, 3 года на восстановление

Багамским островам, возможно, придется задействовать международные долговые рынки, поскольку они сталкиваются с...

Японские компании мало что сделали для повышения устойчивости к усиливающимся…

20-01-2020 Просмотров:34

Японские компании мало что сделали для повышения устойчивости к усиливающимся рискам наводнений

Как показал опрос, проведенный агентством Reuters, у японских компаний есть планы на...

Европейские страховщики требуют более целенаправленного обзора Solvency II

20-01-2020 Просмотров:31

Европейские страховщики требуют более целенаправленного обзора Solvency II

Европейская федерация страхования и перестрахования Insurance Europe выработала ряд критических замечаний в...

Подразделение Berkshire Hathaway рассчитывает на технологии ИИ и продукты CLARA

20-01-2020 Просмотров:36

Подразделение Berkshire Hathaway рассчитывает на технологии ИИ и продукты CLARA

Компания Berkshire Hathaway Homestate Companies выбрала аналитическую компанию CLARA, поставщика технологии искусственного...

S & P с оптимизмом смотрит на продолжение повышения ставок…

20-01-2020 Просмотров:33

S & P с оптимизмом смотрит на продолжение повышения ставок в 2020 году

Аналитики S & P Global Ratings «с оптимизмом смотрят» на продолжение повышения...

KBW оценивает глобальные потери от катаcnроф в 4 квартале в…

20-01-2020 Просмотров:31

KBW оценивает глобальные потери от катаcnроф в 4 квартале в $ 19,2 млрд

Аналитики KBW подсчитали, что глобальные катастрофические потери в четвертом квартале 2019 года...

Барометр рисков Allianz 2020

17-01-2020 Просмотров:248

Барометр рисков Allianz 2020

Allianz представляет годовой отчет, в котором определяются основные корпоративные риски на следующие...

Страховщики P & C в Великобритании сталкиваются с сильной конкуренцией…

17-01-2020 Просмотров:197

Страховщики P & C в Великобритании сталкиваются с сильной конкуренцией и инфляцией требований

Согласно отчету, опубликованному AM Best, рыночные условия для британских компаний общего страхования...