03
Вт, дек

Торопиться не надо

В среду в Алматы эксперты обсуждали и активно критиковали систему обязательного социального медстрахования (ОСМС), которую сейчас внедряют в Казахстане. Звучали предложения и вовсе отказаться от этой поспешной, по мнению многих собравшихся, реформы.

Строго говоря, этот “круглый стол” на тему “Что не так с экономической моделью ОСМС” должен был состояться не сейчас, в августе 2017 года, когда работодатели и частные предприниматели начали перечислять деньги в фонд, а хотя бы пару-тройку лет назад, когда закон “Об обязательном социальном медицинском страховании” еще не был принят. И подобные замечания звучали: мол, припозднились. Но все же собравшиеся эксперты, дабы не выглядеть теми, кто начал пить боржоми, когда почки отказали, сразу заявили, что активно сотрудничают с Минздравом и ждут от собравшихся конструктивных предложений, касающихся внедрения ОСМС. 

Замечаний было много. Не буду вдаваться в тонкости анализа экономической модели системы (этому посвятили довольно много времени) - для нас, обывателей, это не так важно. Но звучали и вполне “шкурные” с точки зрения простых граждан реплики. Что изменится после внедрения медстрахования? Практически ничего. Мы будем ходить в те же больницы и получать те же услуги. Почему нас облагают дополнительным, по сути, налогом, фактически не предлагая ничего взамен? Зачем собирать деньги с населения, если их можно найти, пересмотрев расходы бюджета? 

- В этом году мы помогли банкам второго уровня на сумму три триллиона тенге, - прозвучала реплика из зала. - А сколько мы тратим на систему здравоохранения? 

- Один триллион тенге, - тут же последовал ответ.

- То есть при желании мы спокойно можем найти эти деньги, - этот вывод лежал на поверхности. 

Почему мы так торопимся, если средний срок полного перехода и охвата всего населения системой ОСМС составляет 30-40 лет? У нас решили сделать все за полгода. 

- Сейчас идет концентрация на собираемости доходов: какая ставка взносов должна быть, каков процент собираемости, - сказал во время своего выступления директор общественного фонда “Центр прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ, который является активным противником внедрения ОСМС в том виде, который мы имеем сейчас. - Но главное - просчитывать реальные сценарии того, как сделать систему здравоохранения более эффективной. Но внимание сосредоточено не на этом. На основании этого я могу сделать спорный, на грани эпатажа вывод: возможно, за этой моделью ОСМС самой реформы здравоохранения нет. И, к сожалению, не факт, что мы получим те позитивные аспекты, о которых заявляют, когда говорят о повышении налоговой нагрузки на бизнес и самозанятых. 

Пытаясь ответить на прозвучавшую критику, управляющий директор по финансам - член правления НАО “Фонд социального медицинского страхования” Гульнара АЛИМГАЗИЕВА заявила: “Реформа идет, но она не идеальна, есть шероховатости. Если есть какие-то пожелания по ОСМС, то мы готовы их рассмотреть и скорректировать действующую модель”. 

- Мы предполагаем, что в этом году в фонд поступит 23 миллиарда тенге: порядка 4,5 миллиарда - от работодателей и 100 миллионов - от индивидуальных предпринимателей ежемесячно, - назвала цифры Алимгазиева.

- Наша задача не допустить ситуации, когда обязательства превысят активы. Мы понимаем, что основная масса вопросов возникнет в январе, когда система начнет работать. Тогда же может появиться и не совсем позитивная волна. Но нужно понимать, что такие реформы успешны в реализации по истечении 10 лет. Ожидать, что мы запустим систему и все резко изменится, не нужно. Но обеспечивать всех граждан медуслугами мы должны. Поэтому до 31 марта все население будет получать полный пакет медуслуг, изменения начнутся только с
1 апреля.

Получается, что, видя возникший вокруг этой темы ажиотаж, Минздрав все же приготовил себе подушку безопасности, отложив момент начала полноценной работы системы ОСМС с 1 января на 1 апреля и дав отсрочку неплательщикам. 

А генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Министерства здравоохранения РК Айнур АЙЫПХАНОВА добавила: - Нам нужно менять ситуацию: по статистике за 2016 год количество жалоб на качество медуслуг выросло на 25 процентов, в день в Минздрав поступает около 80 таких обращений. У нас 35 процентов расходов на здравоохранение несут граждане, а в развитых странах - 20 процентов. И с годами ситуация только ухудшается, потому что нет удовлетворения системой здравоохранения.

Но улучшится ли она после внедрения ОСМС? Почему людей ограничивают в их выборе, заставляя прикрепляться к определенным поликлиникам, а не внедряют систему, когда бы деньги реально, а не гипотетически, шли за пациентом? Куда хочешь, туда и идешь лечиться, главное, что мед­учреждение заключило договор с фондом. 

- Все это происходит из-за того, что мы реально торопимся, - прокомментировал Рахим Ошакбаев. - Данная модель ОСМС не была серьезно обсуждена экспертами, и к ней есть очень много вопросов, о которых нужно говорить. Реформа сырая. И, на мой взгляд, она неизбежно провалится. И третьего шанса, чтобы внедрить страховую медицину в нашей стране, уже не будет. 

Многие из сидящих в зале предлагали и вовсе отказаться от реформы. Но, пошумев, этому маловероятному сценарию (все в итоге признали, что правительство на такой шаг не пойдет) предпочли другой, более реальный: разработать пакет замечаний, касающихся модели внедрения ОСМС, обсудить его с представителями всех заинтересованных ведомств и внести коррективы. Конечно, вряд ли что-то изменится глобально, но те самые шероховатости, возможно, исчезнут. Вот только поможет ли это нам с вами?

 

Источник: Газета «Время»