22
Пт, нояб

Мадина Абилкасымова: касательно развития финансового сектора РК

Abilkasymova 2Председатель АРРФР Абылкасымова М.Е. в инревью на прощадке  X Конгресса финансистов Казахстана представила видение регулятора финансового рынка касательно развития финансового сектора РК.



Текущий год был непростым для экономики Казахстана. Какие ключевые факторы повлияли на развитие финансового сектора страны? Как бы Вы оценили текущую ситуацию и перспективы развития?

В текущем году финансовый сектор развивается в сложных макроэкономических условиях. Обострение геополитической ситуации, нарушение глобальных цепочек поставок, а также рост цен на энергоносители привели к ускорению роста мировой инфляции до многолетних максимумов и замедлению роста глобальной экономики.

Ответной реакцией регуляторов стало ужесточение денежно-кредитных условий. Повышение ставок ключевых экономик мира снизило привлекательность развивающихся рынков для инвесторов и привело к оттоку капитала с данных рынков.

Что касается Казахстана, то высокие цены на сырьевые товары оказывают поддержку экономическому росту страны и доходам бюджета. Экспорт товаров за 9 месяцев текущего года увеличился на 48% до 64 млрд долларов США, что позволило впервые с 2015 года обеспечить профицит счета текущих операций. Вместе с тем, под воздействием внешних шоков наблюдается замедление экономического роста Казахстана до 2,8% в сравнении с 4% в 2021 году.

Высокая внешняя инфляция на фоне положительного фискального импульса способствовала значительному ускорению инфляции в Казахстане до 18,8% по итогам октября т.г. Для сдерживания роста цен Национальный Банк в течение 2022 года поэтапно повышал базовую ставку до текущего уровня 16%.

Снижение экономической активности, а также ускорение инфляции и ужесточение денежно-кредитных условий оказывают давление на все сектора финансового рынка, в особенности на фондовый рынок и банковский сектор.

На рынке ценных бумаг с начала года произошло сокращение совокупной капитализации казахстанского фондового рынка на 16% до 37,3 трлн тенге или 41% к ВВП.

Повышение базовой ставки увеличило стоимость фондирования по всем долговым ценным бумагам, как корпоративным облигациям, так и государственным ценным бумагам. Это снизило доступность привлечения частного долгового финансирования, в особенности для субъектов МСБ. Кроме того, повышение рыночных ставок привело к отрицательной переоценке финансовых инструментов, находящихся в портфелях финансовых организаций.

Несмотря на снижение в первые девять месяцев текущего года, объем привлеченного финансирования на рынке ценных бумаг по итогам 10 месяцев 2022 года составил 992 млрд тенге, что на 18% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если говорить о влиянии на банковский сектор, то я бы отметила, что повышение ставок и рост кредитных рисков привели к снижению доступности финансовых ресурсов для субъектов бизнеса. Средние ставки по корпоративным кредитам повысились с 12,2% в начале года до 16,2%.

Однако наибольшее влияние на ситуацию в банковском секторе в 2022 году оказало введение антироссийских санкций, в том числе ограничений в отношении 3 российских дочерних банков - Сбербанка, Банка ВТБ и Альфа-Банка.

В условиях действия санкционного режима основной задачей Агентства было обеспечение стабильности банковского сектора, защиты интересов вкладчиков и минимизации рисков наложения вторичных санкций на казахстанские банки.

В отношении дочерних российских банков отмечу, что их доля на начало года составляла 15% от активов банковского сектора. Введенные санкции привели к трудностям с осуществлением основных операций указанными банками, в результате чего произошел отток депозитов в другие казахстанские банки и частичный вывод средств из банковской системы. Вместе с тем, благодаря высокому качеству активов и запасу ликвидности российских банков обязательства перед клиентами исполнялись своевременно и в полном объеме, что позволило сохранить доверие к банковской системе.

В связи с принятым решением акционерами Сбербанка и Альфа-Банка о продаже банков новым инвесторам, со стороны Агентства была оказана поддержка в получении необходимых лицензий у финансовых властей США. Альфа-Банк был приобретён Банком ЦентрКредит с последующим присоединением к нему.

Сбербанк был приобретен Национальным холдингом «Байтерек» с планами по дальнейшей реализации частному инвестору. Необходимо отметить, что Сбербанк являлся системно значимым банком и был вторым по размеру активов банковского сектора, в том числе по кредитованию корпоративных клиентов. Поэтому сохранение Сбербанка на рынке было важным с точки зрения обеспечения финансовой стабильности, снижения концентрации и сохранения конкуренции в банковском секторе.

Несмотря на указанные вызовы банковский сектор успешно справился и адаптировался под новые реалии. Рост активов банков с начала года составил 10,9% и достиг 41,7 трлн тенге. Вклады в банковской системе выросли на 13,1% до 29,4 трлн. тенге, ссудный портфель увеличился на 10,4% до 22,3 трлн тенге.

Вы затронули тему санкций и их влияния на банковский секторе. Расскажите пожалуйста про текущую ситуацию в банковском секторе и какие предпринимаются меры для повышения устойчивости фининститутов?

Банковский сектор обладает достаточным запасом прочности для поглощения текущих шоков и имеет потенциал для повышения своей роли в финансировании экономики.

Так, показатель достаточности собственного капитала значительно превышает установленные нормативы и составляет 20,9% при минимальном значении 8%. При этом банки имеют достаточный уровень высоколиквидных активов, доля которых составляет 30,5%, что позволяет банкам обслуживать свои обязательств в полном объеме.

Устойчивость сектора к различным шокам обеспечена во многом благодаря реализуемой политике по оздоровлению банковского сектора. Завершена масштабная работа по очистке рынка от неплатежеспособных банков и исторически накопленных проблемных кредитов. За последние 6 лет с рынка были выведены 8 несостоятельных банков и списаны стрессовые активы на 6,9 трлн тенге, в том числе 1,5 трлн тенге с 2020 года.

По итогам независимой оценки качества активов банков, завершенной в 2020 году, полностью за счет банков абсорбированы выявленные убытки. Сформированы дополнительные провизии на сумму 597 млрд тенге, произведена докапитализация банков за счет средств акционеров на 128 млрд тенге.

В результате существенно улучшилось качество ссудного портфеля банков. По состоянию на 1 октября т.г. уровень займов NPL90+ составил 3,6%, а доля стрессовых активов оценивается в 6% от активов банковской системы.

Для недопущения повторного накопления проблемных активов на балансе банков регулятором с 2021 года обеспечено полномасштабное внедрение риск-ориентированного надзора в банковском секторе.

Ежегодно банки подвергаются качественной и количественной оценке их деятельности по надзорной методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), которая оценивает финансовую устойчивость банков и качество корпоративного управления. По результатам оценки с отдельными банками заключаются планы корректирующих мер. В декабре текущего года Агентством будут подведены итоги оценки SREP за 2022 год, и в отношении банков с высокими рисками будут применены соответствующие надзорные меры.

С 2021 года в надзорный процесс дополнительны внедрены два новых элемента – это регулярный AQR и надзорное стресс-тестирование.

Регулярный AQR позволяет оценить реальное качество активов банков, уровень неработающих активов и потенциальные убытки, а также выявить адекватность формирования провизий по кредитному портфелю. В предыдущие годы банки зачастую занижали ожидаемые кредитные убытки, что в последующем приводило к их неплатежеспособности и использованию государственных средств для спасения вкладов населения.

По результатам независимого AQR 2019-2020 годов в системе управления рисками банков были выявлены недостатки в бизнес-процессах при оценке заемщиков, залогов и кредитного риска, системы учета и аудита. Со всеми банками были заключены индивидуальные надзорные планы корректирующих мер. Агентство держит исполнение планов на особом контроле. За 3 года их исполнение составило 85%.

В результате были существенно трансформированы ключевые бизнес-процессы банков в отношении оценки и мониторинга кредитных рисков, в соответствие со стандартами МСФО приведены классификация финансовых активов, оценка залогов и формирование провизий.

В текущем году в периметр регулярного AQR включены 10 крупнейших банков, в которых сосредоточено 72% ссудного портфеля банковской системы. В ходе оценки были определены ожидаемые кредитные убытки индивидуально по 1400 крупным заемщикам и коллективно по 19 млн заемщиков.

17 октября т.г. были получены результаты регулярного AQR, которые показали снижение уровня достаточности капитала банков (k1) на 1,7 п.п. до 15,9%. Ожидаемый уровень покрытия провизиями по оценкам AQR увеличился на 2,3 п.п. Агентство планирует опубликовать отчет по результатам регулярного AQR до конца текущего года.

Одним из важных инструментов оценки устойчивости банков к потенциальным негативным сценариям является стресс-тестирование.

Система надзорного стресс-тестирования была разработана и запущена Агентством в 2021 году. В соответствии с основными принципами и подходами, применяемыми Европейским центральным банком, были разработаны методология надзорного стресс-тестирования, проверочные модели оценки кредитного, рыночного, валютного и других рисков, шаблоны данных, а также проведено обучение сотрудников банков.

В октябре 2022 года после получения результатов регулярного AQR Агентство приступило к проведению надзорного стресс-тестирования по 10 банкам. Итоговые результаты ожидаются в марте 2023 года.

Итоги надзорной оценки банков и результаты стресс-тестирования будут иметь материальный эффект на капитал банков. С 2024 года мы планируем ввести надзорную надбавку на капитал, что позволит ориентироваться не на минимальные значения достаточности капитала, но и требовать от банков создавать дополнительный буфер капитала для покрытия текущих и потенциальных убытков.

Таким образом Агентство выстраивает систему риск-ориентированного надзора, которая обеспечивает своевременное выявление рисков и их покрытие средствами акционеров банков без привлечения государственных средств на поддержку неплатежеспособных банков.

Еще одна важная системная задача – это эффективное вовлечение стрессовых активов в экономический оборот. Для недопущения дальнейшего накопления стрессовых активов ключевым является создание рыночного механизма очистки балансов банков от стрессовых активов и возвращения их в экономический оборот.

С этой целью по поручению Главы государства 4 июля т.г. принят Закон по развитию рынка стрессовых активов, предусматривающий расширение списка покупателей стрессовых активов путем включения частных инвесторов, в том числе нерезидентов, и создание сервисных компаний. Помимо этого, Законом установлен предельный срок в 3 года для нахождения на балансах банков и МФО имущества, взысканного в счет погашения проблемного кредита.

Для повышения прозрачности рынка стрессовых активов и расширения базы инвесторов в настоящее время Агентством прорабатывается вопрос создания единой цифровой платформы купли и продажи стрессовых активов.

В условиях повышения концентрации банковского сектора актуальным является вопрос привлечения новых участников на рынок.

Для стимулирования появления новых участников и обеспечения доступности банковских услуг в отдаленных регионах страны в июле т.г. на законодательном уровне реализован механизм упрощенной конвертации МФО в банк. При этом МФО предоставлена возможность не приостанавливать свою деятельность в период конвертации.

Дополнительно планируется либерализация входных требований при открытии банков. В частности, действующее законодательство запрещает вновь открывшимся банкам привлекать депозиты в первый год осуществления своей деятельности, что дестимулирует появление новых банков в секторе. В этой связи, в рамках либерализации требований планируется снятие данных законодательных ограничений.

Расскажите, как ужесточение макроэкономических условий повлияло на кредитование банками и какова текущая ситуация с кредитованием экономики? Какие меры принимаются Агентством в отношении кредитования бизнеса?

В ответ на ухудшение глобальных внешних условий необходимо не только сохранить стабильность, но и обеспечить поступательный рост экономики Казахстана, и ключевым фактором является обеспечение субъектов бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами.

Несмотря на ужесточение денежно-кредитных условий, наблюдается положительная динамика банковского кредитования. По итогам 9 месяцев 2022 года кредиты экономике увеличились на 14,1% до 21,1 трлн тенге, в том числе займы юридическим лицам увеличились на 3,6% до 8,0 трлн тенге. По данным Национального Банка, если включать займы, выданные индивидуальным предпринимателям, то общие кредиты бизнесу выросли за 9 месяцев т.г. на 5,2% до 8,9 трлн тенге.

В структуре кредитования бизнеса преобладают кредиты субъектам МСБ, которые с начала года увеличились на 6,8% до 5,6 трлн тенге. При этом наблюдается позитивная динамика по количеству заемщиков-субъектов МСБ, которые за 9 месяцев т.г. выросли со 167 тыс. до 255 тыс. заемщиков.

Необходимо отметить, что кредиты МСБ показывают положительную динамику с 2020 года, что во многом обусловлено мерами регуляторного стимулирования и реализуемыми программами государственной поддержки развития предпринимательства, предоставляющими предпринимателям возможность субсидирования процентных ставок и получение гарантии при недостаточности залогового обеспечения. В текущем году было принято решение о продлении действия программы «Экономика простых вещей» до конца 2023 года, были расширены лимиты финансирования банков по данной программе, уровень субсидий был привязан к базовой ставке.

Кредиты крупному бизнесу в текущем году выросли на 2,7% до 3,3 трлн тенге. Более медленные темпы роста крупного бизнеса в сравнении с кредитами МСБ связаны с крупными погашениями в текущем году, а также продолжением списания займов в рамках планов по снижению стрессовых активов.

По поручению Главы государства в целях поддержания кредитования экономики в текущих макроэкономических условиях Агентством приняты новые меры стимулирования регуляторного характера.

Важнейшим фактором для повышения кредитной активности банков является достаточный запас капитала банков. В этой связи Агентством были снижены коэффициенты риск-взвешивания по займам МСБ до 50%, что будет способствовать увеличению кредитования данного сегмента.

В целях уменьшения давления на ликвидность банков и высвобождения дополнительных средств для кредитования бизнеса значения нормативов ликвидности и фондирования снижены с 1 до 0,8.

Учитывая непростую ситуацию и дефицит качественных залогов у субъектов бизнеса, в особенности МСБ, смягчены требования к залоговой политике банков путем повышения коэффициентов ликвидности по залогам в виде недвижимости и земельных участков, оборудования, готовой продукции и ТМЗ, денежных средств, поступающих в будущем по договорам ГЧП и off-take контрактам. Кроме того, расширен перечень ликвидного обеспечения за счет гарантий финансовых институтов с высоким рейтингом.

Таким образом, реализуемые Агентством меры регуляторного стимулирования направлены на поддержание баланса между обеспечением финансовой стабильности и поддержанием роста кредитования реального сектора экономики.

На системном уровне кредитование экономики сдерживается структурными проблемами, характерными для банковского и реального секторов экономики. Это, прежде всего, слабая диверсификация пассивов и дефицит стабильных долгосрочных фондов у банков, закредитованность предприятий реального сектора, а также законодательные барьеры, снижающие эффективность механизмов залога и урегулирования несостоятельности.

Для обеспечения качественного роста кредитования необходима реализация последовательной и скоординированной макроэкономической политики, направленной на обеспечение ценовой и финансовой стабильности, сбалансированности фискальной политики, устойчивости предприятий реального сектора и банков, а также повышение эффективности механизмов залога и института банкротства.

Источник: АРРФР