В Казахстане страховые выплаты при потере работы не соответствуют стандартам Международной организации труда, считает депутат Мажилиса Айкын Конуров, но при этом считает, что проблемы потери заработка при потере работы не являются проблемами граждан, которые они, в принципе могут решить при помощи реальных рыночных инструментов.
В стране отмечается рост размера заработной платы, вопреки логике происходит снижение размера выплаты при потере работы, цитирует депутата kursiv.kz. Так, в 2018 году средний размер данной выплаты из государственного фонда социального страхования составил 24,8 тыс. тенге. При этом средняя зарплата в стране равнялась 176 тыс. тенге. За первое полугодие нынешнего года заработная плата выросла до 177 тыс. тенге, тогда как средний размер выплаты снизился до 22,7 тыс. тенге. А по состоянию на август средняя зарплата достигла уже 188 тыс. тенге, а выплаты из фонда сократились до 22 тыс. тенге.
На пленарном заседании Мажилиса Конуров рассказал, что в Казахстане коэффициент замещения дохода при потере работы составляет 0,3 месячной зарплаты. В то же время по минимальным стандартам Международной организации труда допускается не менее 0,45.
«Если же мы возьмем фактическое соотношение зарплат и выплат, произведенных из фонда, то получается, что в прошлом году коэффициент замещения составил лишь 0,14, а в августе текущего года – 0,11», – отметил Айкын Конуров.
По его словам, это говорит о явных нестыковках при исчислении: либо размер зарплат специально занижается при уплате отчислений в фонд, тем самым нарушая интересы работников, либо реальные зарплаты в стране значительно ниже, чем декларируется официальной статистикой.
«Система страхования от потери работы по факту не работает. Размер средней выплаты не обеспечивает элементарное выживание на период поиска новой работы. Ведь даже по официальным нормам прожиточный минимум составляет 29,6 тыс. тенге, то есть в 1,4 раза выше социальной выплаты при потере работы. А как быть, если лишившийся дохода человек содержит еще и свою семью?» – указал мажилисмен.
В регионах, по его словам, ситуация и того хуже. Так, в Костанайской, Кызылординской, Акмолинской, Алматинской, Северо-Казахстанской областях, то есть в трети всех регионов, средний размер выплаты не превышает 15 тыс. тенге, то есть половину прожиточного минимума.
«В чем тогда смысл социального страхования, если компенсация похожа на символическую? Фракция «Народные коммунисты» считает такое положение дел недопустимым. Полагаем, что размер выплаты при потере работы должен превышать прожиточный минимум. Также считаем необходимым приступить к вопросу формирования полноценной системы страхования от потери работы», – резюмировал Коныров....
Можно смело согласиться с депутатом, что выплаты в случае потери работы мизерные и стоит задуматься о том, чтобы на «неоднозначном» рынке труда в Казахстане действительно внедрить эффективные механизмы защиты граждан при потере работы. Но трудно согласиться, когда депутат говорит о том, что в Казахстане есть система страхования от потери работы, которая, по мнению мажилисмена, не функционирует.
Последнее время слово «страхование» употребляется довольно часто в связи с ситуациями, когда употреблять это понятие нет никаких экономических оснований. В текущей проблеме нет смысла говорить о выплатах по страхованию от потери работы, когда по факту – это просто пособие по безработице.
Реальное страхование на случай потери работы во всем цивилизованном мире существует как отдельный и полноценный страховой продукт и покупает это страхование каждый гражданин, который намерен получить на какое-то время утраченный заработок в случае потери работы. Это осознанный выбор людей, ответственно относящихся к благосостоянию своей семьи и самому себе и людей, которые не особо рассчитывают на пособия по безработице.
В Казахстане граждане не страхуются от потери работы, хотя страховщики могут предложить такой продукт. Но при этом поднимается вопрос о том, что нужно поднять размер пособия по безработице или заставить «работать систему страхования от потери работы». Так ведь это совершенно разные вещи и стоят они совсем далеко друг от друга.
В первом случае увеличение пособия по безработице – это продолжение патерналистского отношения к государству, которое «должно», во втором случае это реальный рыночный инструмент, который пока в Казахстане не развит, но он способен обеспечить более правильные выгоды для граждан и без нагрузки на государственный бюджет.
При этом упоминание в контексте проблематики слова «страхование» формирует определенный негатив к страхованию в целом, как к инструменту снижения рисков.
Разница не только в понятиях, разница в том, что в первом случае граждане будут ждать милости от государства, а во втором случае сами предусмотрительно позаботятся о себе. Но до тех пор, пока разговоры о том, что «государство должно…» не прекратятся, большая часть граждан не перестанет «ждать у моря погоды».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz