В начале обзора мы говорили о том, что потенциал для роста существует не только в развивающихся странах, но и в отдельных сегментах развитых рынков. Однако сам по себе факт присутствия на любой из этих территорий недостаточен для того, чтобы считаться высокоэффективной компанией - каждый рынок требует индивидуального подхода. Попросту говоря, страховщики должны уметь сбалансировать рост и прибыльность, принимая во внимание потребности каждого рынка, на котором они работают.
В ответ на финансовый кризис многие страховые компании резко сократили расходы, однако для того, чтобы удержать позиции на насыщенном рынке развитых стран, необходимо нечто большее. Мы полагаем, что способность оптимизировать и унифицировать производственный процесс будет играть ключевую роль в достижении высокой эффективности на развитых рынках. В частности, к росту приведут оптимизация и повышение профессионального уровня продаж и систем дистрибуции. Профессионализация продаж переводит их эффективность на новый уровень, что чрезвычайно важно при завоевании быстрорастущих сегментов рынка с высоким потенциалом. При этом наряду с концентрацией на продажах и дистрибуции на развитых рынках послекризисного периода страховые компании должны стремиться в том числе к снижению затрат. Мир вступает в эпоху Индустриализации 2.0 с её стремлением к упрощению, созданию динамичных организаций и переходу к недорогим операциям.
На развивающихся рынках акцент будет сделан на инновациях и упрощении производственного процесса. Принимая во внимание уникальную рыночную динамику развивающихся стран, мы полагаем, что в основе успеха должен лежать абсолютно дифференцированный подход.
Применение инновационных технологий становится решающим фактором, когда речь идёт об обеспечении низкозатратной дистрибуции в отдалённые регионы, а упрощение является базовым принципом при создании доступных продуктов для необразованного, малоимущего сельского населения. Например, для того, чтобы получить прибыль с продажи страхового продукта стоимостью $3 в год, необходимо иметь дешёвую дистрибуцию и возможность обработки данных в точке продаж. Продукты должны быть настолько просты, чтобы их могли понять даже необразованные клиенты и их можно было продавать через мобильные устройства без непосредственного человеческого участия. Страховщики, которые не в состоянии отказаться от устоявшейся страховой парадигмы, не смогут конкурировать там, где необходимы совершенно иные продукты, цены и модели обслуживания.
Бизнес-модели для высокоэффективного страхования
Так как же страховщикам извлечь максимальную выгоду из новых сегментов роста? Является ли простое географическое продвижение и выход на новые рынки наиболее эффективным решением? Действительно ли необходимо одновременно работать на развитых и развивающихся рынках, чтобы достигнуть успеха в ближайшие 5 лет?
С точки зрения географии существует бесчисленное множество стратегических комбинаций. Мы не думаем, что максимально полный охват развитых и развивающихся рынков является единственным способом достижения роста, равно как и что панацеей может стать ставка исключительно на развивающиеся рынки.
Первое, что нужно сделать при разработке пятилетней стратегии повышения рентабельности, это выбрать бизнес-модель, которая определит стратегический подход, а также целевые рынки, сегменты и территории. «Accenture» разработала шесть бизнес-моделей, основанных на комбинациях различных стратегических и географических особенностей, которые, по нашему мнению, являются наиболее подходящими для достижении высокой эффективности бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
С другой стороны, сами по себе представленные бизнес-модели не являются ключом к успеху. Исследование «Accenture High Performance Business» показало, что одной только бизнес-модели недостаточно. Для достижения высокой эффективности необходимо выстроить операционную модель, которая бы определяла возможности и особенности управления бизнесом. При обсуждении высокоэффективного страховщика будущего необходимо рассмотреть все эти аспекты деятельности компании.
Прежде, чем перейти к детальному обзору бизнес-моделей, мы коротко опишем каждый из вышеуказанных аспектов:
Бизнес-модель
Бизнес-модель определяет рынки и виды страхования, в которых занята компания; услуги, которые она предоставляет, и, самое главное, то, как она позиционирует себя и конкурентов.
Операционная модель
Операционная модель описывает производственный процесс компании. Речь идёт об организации, процессов, технологии и человеческих ресурсах.
Сильные стороны
В этом разделе мы выявляем сильные стороны компании и её конкурентные преимущества. Эти характеристики определяют сущность компании: они пронизывают все уровни бизнеса, постоянно доказываются на практике, они намеренно создаются, развиваются и непрестанно совершенствуются.
Управление
Этот аспект определяет то, как осуществляется управление в компании (централизованное, региональное, местное управление или комбинация этих механизмов). Управление также включает в себя определение основных показателей эффективности, которыми руководствуется менеджмент компании. Теперь рассмотрим бизнес-модели, на базе которых, по нашему мнению, будут созданы высокоэффективные страховщики будущего.
График 24. Шесть бизнес-моделей, которые с наибольшей вероятностью обеспечат лидирующие позиции в новых реалиях
Бизнес-модель |
Ключевые характеристики |
Индустриализаторы 2.0 |
Фокус на развитые рынки. Исследование развивающихся рынков. |
Охотники за прибылью |
Фокус как на развитый внутренний рынок, так и на тщательно отобранные сегменты развивающихся рынков. Быстрые, разборчивые и предприимчивые. |
Глобальные завоеватели |
Сбалансированный, всеобъёмлющий охват рынка развитых и развивающихся стран. Широкий спектр направлений бизнеса. |
Титаны развивающихся стран |
Фокус только на развивающиеся рынки. Хорошо ассимилирует на выбранных рынках. Ограниченное присутствие (либо полное отсутствие) на развитых рынках. |
Мастера управления рисками |
Эксперт, занимающий свою нишу. Глобальное присутствие в определенной нише (по избранным рискам). |
Брокеры 2.0 |
Интернет-брокеры с фокусом на функциональном сравнении цен. В цепочке создания добавочной стоимости специализируются только на дистрибуции и продажах. |
Источник: The Western European Insurance Market 2020, Accenture November 2010
Об «Accenture»
«Accenture» - крупнейшая международная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчайшими возможностями во всех отраслях и направлениях экономической деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 сотрудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.