Сельхозтоваропроизводители (СХТП) сталкиваются с целым рядом рисков, оказывающих влияние на доходы и благосостояние семей. Экономическое состояние фермерских хозяйств может быть подвержено сильным изменениям по ряду нескольких причин, изложенных ниже.
- Политические реформы в результате торговых соглашений и либерализации рынка и, как следствие, снижение цен, выплачиваемых фермерам.
- Несбалансированные отношения между розничными торговыми представителями, которые, как правило, хорошо организованы и способны оказывать сильное давление на цены и фермеров.
- Санитарные меры и риск заболеваний животных.
- Изменение климата: Существует общее мнение о том, что частота и интенсивность экстремальных метеорологических явлений растет (IPCC, 2007; Alexander et al. 2006). Климатические риски являются более важными для сельскохозяйственных культур, тогда как санитарные риски являются более важными для скота, однако, ни один из них является исключительным: вредители могут оказывать определенное влияние на сельскохозяйственные культуры, а плохие климатические условия могут сильно навредить животноводству, воздействуя на пастбища или наличие кормов.
Следовательно, может быть также затронута стабильность доходов сельскохозяйственных предприятий.
В последние года, ЕС рассматривает вопрос о возможной интеграции управления рисками в Общую сельскохозяйственную политику (CAP) и проводит анализ стратегий управления рисками и кризисом для обеспечения эффективного реагирования на кризисные ситуации в сельскохозяйственном секторе. В контексте продолжающейся дискуссии сообщений Комиссии по рискам и кризисному управлению в сельском хозяйстве (COM (2005)) и выводов Совета от 17 декабря 2003 года по управлению рисками в сельском хозяйстве, Европейский парламент запросил провести исследование по схемам сельскохозяйственного страхования. Таким образом, данный доклад представляет собой краткий обзор результатов проекта «Схемы страхования в сельском хозяйстве». Проект включал два исследования: (1) Схемы страхования в сельском хозяйстве I и II (Bielza et al., 2008a, 2008b), проводимое Институтом по охране и безопасности граждан (IPSC) Департамента сельского хозяйства Объединенного исследовательского центра (JRC) Европейской Комиссии в рамках административных процедур Nos AGRI-2005- 0321 и AGRI-2007-0343 с Генеральным директоратом по вопросам сельского хозяйства и развития сельских районов (DG AGRI).
Одновременно с этим проектом, консорциум европейских исследовательских центров, университетов и другие провели еще одно исследование на тему системы управления рисками, известное как проект «стабилизации дохода». Проект был разработан в рамках Шестой рамочной программы (FP6) и завершился в марте 2008 года; результаты были представлены Комиссии по анализу рисков и восприятия рисков, а также экономический анализ различных сценариев политик и инструментов управления рисками, в том числе рекомендации по разработке и реализации таких инструментов.
Исследование «Схемы агрострахования I» представляет обзор сельскохозяйственных систем по управлению рисками в ЕС (включая анализ для стран-кандидатов Турции и Хорватии), с особым упором на различные виды сельскохозяйственного страхования. Исследование включает в себя сбор данных о реалиях и условиях агрострахования в Европе. Информация в основном была получена из форм, заполненных экспертами или консультантами из разных стран Европы. Формы были направлены всем национальным экспертам с требованием заполнить пункты по описанию системы управления рисками в своих странах, о помощи при стихийных бедствиях и регулировании, а также имеющимся страховым продуктам, их техническим особенностям, перестраховочным системам и некоторым данным по спросу на страхование или проникновения на рынок. Большинство данных были неопубликованными, так как для страховых компаний нет никаких обязательств по такой отчетности для представления в учреждения ЕС или, во многих случаях, национальные учреждения. К сожалению, данные из некоторых стран по-прежнему отсутствуют или неполноценны. Особенно трудно собирать информацию от частных страховых компаний, когда не присутствует механизм государственных субсидий. Например, большая часть информации отсутствует для Нидерландов и французских, не субсидированных, страховых продуктов, в то время как для Мальты совсем не представлено никакой информации.