22
Вс, дек

Allianz Commercial: «Обзор авиации 2024»

CathayКомпания Allianz Commercial выпустила отчет об авиационных рисках, претензиях и перспективах страхования, в котором аналитики компании отмечают, что, несмотря на значительные трудности последних лет, авиация показывают, «лучшие» результаты по безопасности.

В 2024 году ожидается, что объем мировых авиапассажиров достигнет исторического максимума (+10,4% в годовом исчислении), что обусловлено Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Америкой. Хотя общие перспективы отрасли позитивны, все еще предстоит решить множество проблем.

«Рынок авиации находится в интересном и, возможно, беспрецедентном положении, поскольку традиционный рыночный цикл был прерван воздействием пандемии и войн. Постоянный рост авиационного сектора приведет к тому, что премии достигнут 20-летнего максимума в 2024 году, превысив $8 млрд», — говорит Том Фадден, глобальный руководитель авиационного направления в Allianz Commercial. «Мы видим растущий интерес к многонациональному страхованию и больше запросов на международное размещение страхования для целых программ по всем направлениям бизнеса, что обусловлено растущими геополитическими и нормативными проблемами и желанием клиентов иметь высокоуправляемую страховую структуру. Тем не менее, темные тучи продолжают нависать над страховщиками с широко известными убытками и инфляцией, оказывающей давление на итоговые показатели».

Авиационные риски, претензии и перспективы страхования

Сказать, что авиационная отрасль и ее страховщики столкнулись со значительными трудностями в последние годы, значит ничего не сказать. Внезапная остановка, вызванная пандемией Covid-19, ударила по отрасли быстрее и сильнее, чем по большинству других. Затем, как раз когда отрасль собиралась снова взлететь и оправиться от пандемических болей, таких как нехватка персонала или узкие места в цепочке поставок, она столкнулась с дальнейшей турбулентностью из-за высокой инфляции, энергетического кризиса, вторжения России на Украину и потенциально крупнейшей единовременной потерей, когда-либо поражавшей сектор из-за конфискации Россией нескольких сотен самолетов, принадлежавших западным лизингодателям самолетов. И все это в то время, когда она уже сталкивалась с немаловажной проблемой перехода к чистому нулю.

Авиационный сектор успешно оправился от этих трудностей. Хотя геополитическая обстановка остается неопределенной, а авиакомпании продолжают сталкиваться с ограничениями пропускной способности, сбоями в цепочке поставок и инцидентами, связанными с безопасностью, есть много причин для оптимизма. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), несколько параметров 2023 года показали «лучшие за всю историю» результаты безопасности.

Кроме того, хотя мировой ВВП вырос всего на 3,2% в 2023 году, 1,3 млрд человек путешествовали по миру, что на +33% больше, чем в предыдущем году. По данным UN Tourism, в первом квартале 2024 года международный туризм охватил более 285 млн путешественников, что на 20% больше, чем годом ранее, и 97% от уровня до пандемии. Это говорит о том, что путешествия все чаще считаются «основным продуктом» во многих семейных бюджетах, и потребители готовы платить более высокую цену за этот опыт, считают аналитики из Allianz Research. Ожидается, что в 2024 году объем мировых авиапассажиров достигнет исторического максимума (+10,4% в годовом исчислении), при этом лидируют Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка.

Региональные и мировые темпы роста числа авиапассажиров в годовом исчислении

Ожидается, что в 2024 году мировой объем авиапассажиров достигнет исторического максимума (+10,4% в годовом исчислении), при этом лидируют Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка.

080824 1

Источник: Allianz Research, На что обратить внимание: начало смягчения политики ЕЦБ, подведение итогов NGEU, отсутствие потрясений для итоговых показателей авиационной отрасли, 6 июня 2024 г.

В то же время отсутствие универсального решения для декарбонизации не должно умалять те захватывающие возможности, которые в настоящее время открываются в связи с разработкой экологически чистых видов авиационного топлива (SAF) и усовершенствованной воздушной мобильности (AAM), и это лишь несколько примеров.

В этом отчете команда Allianz Commercial по авиационному страхованию выделяет некоторые из наиболее важных тенденций и проблем, которые, как мы видим, влияют на отрасль, от растущего числа несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу на земле до растущих помех GPS в нашем небе. Эксперты также изучают влияние технологических инноваций, таких как AAM и электрические самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), в частности, которые предлагают потенциал для революции в авиации, способствуя устойчивости, эффективности и улучшению обслуживания пассажиров. Эксперты также изучают, как искусственный интеллект может сделать авиацию более безопасной, более устойчивой и более удовлетворяющей клиентов, а также проливают свет на некоторые связанные с этим риски, которые необходимо учитывать.

Подобные инновации могут оказаться в центре внимания, когда речь заходит о движении сектора к более экологичному будущему, но в другом месте также объясняется, как одно неожиданное достижение может оказать наибольшее влияние на общую декарбонизацию — соблюдение нормативных требований.

Тем временем команда специалистов Allianz Commercial по претензиям определяет основные причины претензий в сфере авиации, которые наблюдаются по всему миру, а также следит за развивающимися областями интересов, начиная от растущих затрат на ремонт и заканчивая нехваткой механиков и растущим числом экскурсий на вертолетах. С точки зрения страховщика Allianz Commercial также рассматривает некоторые способы, которыми сегодняшний ландшафт рисков влияет на рынок, например, демонстрируя необходимость эффективного управления накоплениями или растущий интерес к многонациональному страхованию.

Разумеется, будучи старейшей непрерывно действующей авиационной страховой компанией в мире, компания Allianz всегда была в авангарде новаторских разработок, начиная с самых первых полисов авиационного страхования компании, выданных в 1915 году. Поскольку новейшие инновации и достижения проникают в отрасль, Allianz Commercial с нетерпением ждет продолжения этой тенденции.

Будь то активная поддержка производителей самолетов eVTOL с помощью решений Allianz или ключевая роль в переходе к декарбонизации путем поддержки компаний посредством предоставления стабильных емкостей, обмена передовым опытом или консультирования по вопросам влияния технологических достижений на риски или потенциального воздействия на окружающую среду, Allianz Commercial играет решающую роль в работе со своими надежными клиентами и партнерами, помогая предприятиям снижать риски.

Тенденции и события в области претензий

Эксперты Allianz Commercial в своем последнем страховом обзоре определяют риски и претензии в авиационном секторе.
Влияние изменения в убытках по авиаперевозкам: жесткие посадки, столкновения с птицами, инциденты на взлетно-посадочной полосе и наземном обслуживании, проблемы с цепочкой поставок, проблемы с рабочей силой, увеличение затрат на ремонт и более раннее достижение пороговых значений конструктивной полной утраты (CTL) — все это приводит к росту расходов на урегулирование претензий.

Инциденты столкновений/катастроф составляют более половины стоимости всех претензий по авиационному страхованию (63%) по стоимости и треть (33%) по количеству, согласно анализу более 30 000 претензий в отрасли на сумму €14 млрд ($15,1 млрд) за последние пять лет. Такие инциденты включают не только крупные аварии. Они также включают такие события, как жесткие посадки, столкновения с птицами и инциденты на взлетно-посадочной полосе.

Некачественная работа/дефектный продукт являются второй по величине причиной претензий по стоимости и частоте, в то время как стихийные бедствия (включая турбулентность) занимают третье место по стоимости претензий. Проблемы с поездками (включая ущерб имуществу, телесные повреждения, претензии по багажу, утерянные/украденные товары и т. д.) занимают третье место по количеству. Другие основные причины претензий включают пожары и инциденты, связанные с поскальзыванием и падением.

В последние годы наблюдается значительный рост расходов на ремонт самолетов, обусловленный более высокими ставками труда и стоимостью деталей самолетов, среди прочих факторов, таких как инфляция. Переход на самолеты следующего поколения продолжает влиять на претензии, особенно когда речь идет о расходах на разборку и ремонт двигателей. Расходы на претензии, связанные с определенными запасными частями самолетов, выросли на 10–15 % за последние несколько лет, что привело к тому, что большее количество самолетов было признано CTL (полная утрата), чем в прошлом.

Проблемы с цепочкой поставок продолжаются. Сроки поставки механических и авиационных компонентов являются сложными и непредсказуемыми для всех участников: застрахованных клиентов, операций по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту, а также страховщиков, что приводит к увеличению стоимости претензий. Ресурсы по техническому обслуживанию и ремонту сокращаются в Великобритании, Европе и США.

Число выездов за пределы ВПП растет по сравнению с 2023 годом, по меньшей мере 23 инцидента были зарегистрированы в мире с января по май 2024 года. Причины разнообразны, включая погодные условия и технические проблемы. Большинство инцидентов в основном связаны с повреждением корпуса самолета.

Также заметно возросло количество претензий по наземному обслуживанию в крупных аэропортах по всему миру, включая буксировку, заправку, питание и услуги по обслуживанию инвалидных колясок, связанные с эксплуатацией коммерческих самолетов, а также столкновения транспортных средств на взлетно-посадочной полосе. Увольнения, связанные с пандемией, привели к найму новых сотрудников и менее опытных сотрудников в некоторых случаях, что способствовало возникновению этих претензий.

За последний год или около того Allianz Commercial также стала свидетелем изменения в некоторых типах «повседневных» претензий, предъявляемых пассажирами коммерческих авиалиний. Например, претензии, которые когда-то были распространены и мелькали в новостях, такие как претензии о «воздушной ярости» после пандемии и претензии, связанные с животными на борту самолетов, теперь сократились.

Растущая нехватка авиамехаников может повлиять на будущую активность по претензиям. Очевидное беспокойство заключается в том, что нехватка в конечном итоге приводит к аварии, несмотря на системы сдержек и противовесов, существующие в отрасли. Ремонт может занять больше времени, если у поставщиков не хватает рабочей силы или эффективности. Кроме того, если механик не может отремонтировать деталь, ее необходимо заменить новой, что обычно обходится дороже.

Растущий спрос на вертолетные экскурсии и поездки, включая поездки «хели-ски», «хели-рыбалку» или «хели-хайкинг», также влияет на активность претензий, в первую очередь в Северной Америке, но были также случаи в Европе и Азии. Примерами служат аварии, повреждения корпуса и травмы.

Основные причины претензий в сфере авиации по стоимости во всем мире

Были проанализированы претензии за период с января 2019 г. по апрель 2024 г.
Общая сумма претензий включает долю других страховщиков, помимо Allianz Commercial.

080824 2
На основе анализа 32 114 претензий в отрасли авиационного страхования на сумму более 14 млрд евро за последние пять лет показаны только семь основных причин убытков. Неудивительно, что инциденты со столкновениями/катастрофами составляют более половины стоимости всех претензий (63%) по стоимости и одну треть (33%) по количеству. Однако такие инциденты включают не только крупные аварии, на некачественную работу или дефектную продукцию (22%) приходится 85% стоимости. Другие инциденты, такие как стихийные бедствия (4%), поломка оборудования (3%) или пожар (1%), составляют гораздо меньшую долю претензий по стоимости. Кроме того в перечне инцидентов есть такие события, как жесткие посадки, столкновения с птицами и инциденты на взлетно-посадочной полосе, такие как несанкционированные выезды и выезды за пределы полосы.

Несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу

Инциденты с несанкционированным выездом на взлетно-посадочную полосу, такие как взлет или посадка без разрешения, являются одними из самых постоянных угроз безопасности полетов, учитывая последствия столкновения. В США за последнее десятилетие показатель на миллион взлетов и посадок вырос с 25 до более чем 30. Поскольку аэропорты становятся еще более загруженными — ожидается, что глобальный объем авиапассажиров достигнет исторического максимума в 2024 году (+10,4% в годовом исчислении), — все больше внимания уделяется тому, что делается для управления рисками.

Факторы, способствующие возникновению инцидента, включают в себя факторы, связанные с погодой, такие как плохая видимость; факторы, связанные с аэропортом, такие как заторы; факторы, связанные с управлением воздушным движением (УВД), такие как неправильное или недостаточное разрешение; или факторы, связанные с экипажем, такие как неправильное знание сигналов и знаков. Обеспечение хорошей связи между экипажем и УВД во время руления имеет решающее значение для снижения вероятности возникновения инцидента. Экипажи также должны убедиться, что они имеют надлежащие знания о маркировке поверхности аэропорта, огнях и знаках. Технологии также играют важную роль в поддержке экипажей и УВД.

Помехи сигналов GPS

В авиации значительно возросло количество инцидентов, связанных с обманом и глушением сигналов глобальной системы позиционирования (GPS), на фоне обострения геополитической напряженности во всем мире. Среднее количество таких случаев на 40% выше, чем в первом квартале 2023 года. К примерам можно отнести ложные сигналы GPS, из-за которых системы управления полетом самолетов сообщали, что самолет отклонился от курса на много миль.

На сегодняшний день большинство зарегистрированных атак спуфинга произошло из Восточной Европы и Ближнего Востока, а также через регион Черного моря. Инциденты участились с началом вооруженного конфликта России и Украины. Однако операторы должны осознавать потенциальную возможность спуфинга где угодно.

Воздействие eVTOL

Авиационный сектор с энтузиазмом относится к перспективам экспоненциального роста в будущем числа самолетов с усовершенствованной воздушной мобильностью (AAM) и электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), которые обладают потенциалом для революционных преобразований в авиации, способствуя повышению устойчивости, эффективности и улучшению качества обслуживания пассажиров.

Самолеты eVTOL работают за счет интеграции электрической тяги, возможностей вертикального подъема и систем управления полетом, устраняя необходимость в традиционных взлетно-посадочных полосах и выполняя различные задачи, включая пассажирские и грузовые перевозки, медицинскую эвакуацию, пожаротушение и морские операции. Прогнозируется, что доходы вырастут с $1 млрд в 2030 году до $90 млрд к 2050 году.

Страхование уже предоставляется производителям eVTOL для испытательных полетов. Однако, как и при любой разработке новой технологии, всегда будет существовать неопределенность. На данный момент ожидается, что эксплуатационные риски останутся такими же, как в настоящее время в операциях авиации общего назначения, например, потеря мощности, столкновения в воздухе или повреждение посторонними предметами. Однако из-за чувствительного характера движения воздушных судов в густонаселенных городских районах и его последствий для претензий по ответственности страховщики будут тщательно изучать системы управления безопасностью операторов, чтобы гарантировать достижение полного соответствия нормативным требованиям.

Стандарты устойчивого развития стимулируют ответственность в авиации

Авиация производит около 2% мировых выбросов и сосредоточена на своих усилиях по обеспечению устойчивости, обязуясь достичь Net Zero к 2050 году. Отсутствие универсального решения для декарбонизации не должно отвлекать от захватывающих разработок, которые сейчас ведутся. Устойчивое авиационное топливо (SAF) продолжает привлекать большое внимание, и обязательные цели начинают внедряться. Первый в мире трансатлантический перелет, полностью заправленный SAF, состоялся в конце 2023 года. Этот полет продемонстрировал, состоятельность SAF в качестве источника энергии. Инновационные решения, такие как самолеты eVTOL, продолжают быстро развиваться, как и усовершенствования существующих технологий, такие как повышенная эффективность двигателя или аэродинамический дизайн. Не отстают и эксплуатационные разработки, такие как лучшее и более эффективное планирование маршрута или адаптация миссии.

Одним из неожиданных событий, которое может привести к большей ответственности, является разработка и последующие последствия Директивы Европейского союза по отчетности в области корпоративной устойчивости (CSRD) и аналогичных правил по всему миру. Они требуют от компаний раскрывать всеобъемлющую информацию о своей экологической, социальной и управленческой (ESG) деятельности и воздействии.

Компаниям в авиационном секторе придется ознакомиться с CSRD и определить, обязаны ли они предоставлять отчетность. Однако, когда компании смотрят дальше затратных последствий, есть некоторые потенциальные преимущества стандартизированной отчетности. Стандартизированная отчетность может повысить доверие инвесторов и заинтересованных сторон к отрасли и наиболее эффективным компаниям, даже улучшив репутацию и имидж бренда, а также может помочь авиакомпаниям, которые хорошо работают и улучшают свои показатели по стандартизированным KPI, демонстрируя лидерство отрасли в области декарбонизации. Самое главное, стандартизированная отчетность должна улучшить практику устойчивого развития во всем секторе.

Искусственный интеллект набирает обороты

Как и в любой сфере жизни, авиационный сектор готов к существенной трансформации с интеграцией искусственного интеллекта (ИИ). Он уже использует ИИ в течение многих лет, и текущая скорость развития означает, что он революционизирует отрасль во многих отношениях: от повышения безопасности полетов и улучшения процедур технического обслуживания до персонализации пассажирского опыта и оптимизации управления маршрутами.

Алгоритмы ИИ могут анализировать данные с бортовых самописцев и датчиков вместе с историческими данными для прогнозирования потенциальных сбоев системы до того, как они произойдут, что позволяет проводить профилактическое обслуживание и снижать риск аварий. Моделирование и прогнозную аналитику на основе ИИ можно использовать для обучения пилотов, предоставляя им реалистичные сценарии и помогая принимать более обоснованные решения в критических ситуациях. ИИ может даже повысить безопасность в аэропортах с помощью биометрической идентификации и оценки.

Однако с выгодами приходит риск, и есть проблемы, которые следует учитывать, такие как обеспечение конфиденциальности данных и поддержание строгих стандартов безопасности, поскольку системы ИИ становятся все более автономными. Фокус на безопасности данных также сочетается с большим вниманием к киберугрозам, которые занимают второе место среди рисков для авиационной отрасли в Allianz Risk Barometer 2024.

Перспективы рынка авиационного страхования

Постоянный рост сектора авиации приведет к тому, что валовые страховые премии (GWP) достигнут 20-летнего максимума в 2024 году, превысив $8 млрд. Автономный военный рынок также переживает значительный рост. Многонациональное страхование и международные страховые размещения становятся все более распространенными из-за геополитических и нормативных проблем и желания иметь высокоуправляемую страховую структуру.

Продвижение концепции Net Zero означает, что первый эксплуатационный риск самолета eVTOL, скорее всего, будет размещен на рынке страхования в этом году.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz по материалам Allianz Commercial