Экономический стресс, вызванный пандемией, будет продолжать усугублять политический риск в течение этого года, согласно Карте политических рисков Marsh Specialty 2021 года, которая показывает большее увеличение экономических рисков внутри стран, чем когда-либо прежде, во всех регионах мира.
Карта основана на данных платформы Marsh Specialty World Risk Review и оценивает 197 стран и территорий по девяти показателям, связанным с безопасностью, торговлей и инвестициями.
Карта политических рисков 2021 года показывает, что Covid-19 подпитывает социальное неравенство и политические волнения, усиливая угрозы, с которыми сталкиваются и без того хрупкие экономики. Marsh также предупреждает о массовых банкротствах после того, как прекратятся поддерживаемые государством схемы торгового кредитования для поддержки бизнеса во время пандемии.
В сопроводительном отчете к карте рисков говорится, что Covid-19 увеличил разрыв между богатыми и бедными, отбросив некоторые страны на десятилетия назад в их усилиях по сокращению бедности. Marsh предупреждает, что продовольственная безопасность, доступ к воде и затраты на энергоносители представляют собой серьезное давление, которое может привести к росту национализма и гражданским беспорядкам. Между тем, по данным Marsh Specialty, социальное неравенство будет влиять на избирательные платформы, особенно в странах со средним и низким уровнем доходов.
Многие правительства проводят фискальную и денежно-кредитную политику, чтобы способствовать выздоровлению от Covid-19. Но карта политических рисков Marsh Specialty на 2021 год показывает большее, чем когда-либо прежде, увеличение странового экономического риска во всех регионах. Это вызвано увеличением дефицитных расходов, что увеличивает суверенные и коммерческие кредитные риски в менее развитых странах.
Анализ Marsh прогнозирует растущее неравенство между странами с развивающейся экономикой и промышленно развитыми странами. «Напряжение государственного финансирования на развивающихся рынках будет результатом увеличения суверенной задолженности и может создать неблагоприятные условия для отечественных и иностранных предприятий», - говорится в отчете.
Брокер заявляет, что его выводы совпадают с выводами Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальных рисках за 2021 год. Также было обнаружено, что пандемия Covid-19 увеличивает неравенство между странами с развивающейся экономикой и промышленно развитыми странами. В отчете ВЭФ говорится, что это приведет к социальной фрагментации и ослабит геополитическую стабильность в течение следующих пяти-десяти лет.
Согласно Карте политических рисков Marsh Specialty на 2021 год, социальное неравенство представляет собой «всепроникающий риск» во многих регионах, особенно в Европе и Америке.
«В будущем неравенство, вероятно, повлияет на выборы, будет способствовать политическому и экономическому национализму и может создать условия, которые вызовут открытый конфликт», - говорится в отчете.
В нем также отмечается, что многие страны создали или изменили поддерживаемые государством схемы торгового кредитования, чтобы обеспечить экономическую стабильность во время пандемии. Marsh опасается, что это могло поддержать «зомби» компании, и когда реализация этих схем прекратится, может произойти масса банкротств.
«Хотя эти программы в настоящее время поддерживают внутреннюю торговлю и экспорт, критики утверждают, что они поддерживают зомби-компании - те компании, которые имеют тяжелое долговое бремя и низкие денежные резервы. Карта политических рисков 2021 года указывает на риск массовых банкротств зомби-компаний после истечения срока действия этих поддерживаемых государством схем», - говорится в сообщении.
Стивен Кей, руководитель отдела политических рисков в Marsh Specialty, прокомментировал: «По мере того, как мир оправляется от последствий Covid-19, мы ожидаем, что проблемы социального неравенства, страновых экономических рисков и национализма в отношении стратегических ресурсов займут центральное место при оказании влияния на политические решения».
Но он сказал, что, несмотря на «многие области повышенного риска», возможности остаются для юридических лиц, финансистов и инвесторов.
Кей добавил, что обеспеченные страхованием политические риски и кредитные решения могут помочь обезопасить торговый и инвестиционный капитал, разблокировать ликвидность и обеспечить рост, который будет подпитывать и поддерживать восстановление после Covid-19.
Интерактивная карта Marsh's Specialty может использоваться, чтобы помочь транснациональным корпорациям принимать более обоснованные решения о том, как использовать свои финансовые ресурсы и управлять рисками, связанными с их операциями, активами, инвестициями и контрактами в предстоящем году.
Карта политических рисков до 2021 года: восстановление после пандемии усугубляет риски для Европы
Пандемия усилила экономическую и социальную нестабильность в Европе, вынудив лидеров ЕС утвердить финансовую помощь в размере 1,8 триллиона евро для восстановления Европы после COVID-19. На уровне отдельных стран правительства вынуждены продолжать фискальную политику по расширению финансовой поддержки сильно пострадавших отраслей, таких как гостиничный бизнес, авиалинии, розничная торговля и малые и средние предприятия.
В то время как развитые страны Европы могут поглотить растущий долг при сверхнизких процентных ставках, суверенный кредитный риск растет. Обслуживание долга и привлечение средств будут ключевой проблемой, поскольку снижение или повышение налогов, скорее всего, замедлит восстановление и вызовет политическую реакцию. Однако высокий государственный долг также означает вытеснение частного долга и ограничение возможностей финансирования.
Европейская налогово-бюджетная политика остается важной во время восстановления после пандемии, но денежно-кредитная политика центральных банков должна продолжать поддерживать государственный и частный секторы до тех пор, пока не завершится восстановление экономики. Это требует еще одного года тесного сотрудничества между налоговыми и денежно-кредитными органами. Можно ожидать, что финансовые учреждения сместят акцент с повышения ликвидности для удовлетворения требований к краткосрочному капиталу на снижение кредитного риска по своим заемщикам и управление им.
Отношения ЕС с США коренным образом изменились за последние четыре года. Исторически Евросоюз полагался на американское лидерство в мировых делах. Но политика предыдущей администрации США и COVID-19 выявили зависимость ЕС от цепочек поставок критически важных продуктов и вынудили Европу переоценить хрупкость единого рынка, приняв меры для защиты занятости и отраслей. В 2021 году Европа может попытаться сыграть ведущую роль в международном сообществе. С тех пор, как в 2019 году к власти пришла новая Европейская комиссия, она взяла на себя обязательство создавать более сильную Европу, будучи амбициозной, стратегической и напористой во всем мире; еще неизвестно, удастся ли преодолеть внутреннее сопротивление этой идее.
Можно ожидать, что в течение 2021 года ЕС будет совершенствовать политику и регулирование, чтобы восстановить Европу после COVID-19, которая станет более открытой, стратегической и автономной в политическом и экономическом плане. Скорее всего, это будет включать обзор торговой и инвестиционной политики, а также новую промышленную стратегию, ориентированную на экологические и цифровые возможности. Кроме того, ЕС будет стремиться сбалансировать потребность в стратегической устойчивости поставок, оставаясь конкурентоспособным и открытым для многосторонней торговли с иностранными сторонами. Политика будет сосредоточена на выравнивании игрового поля для европейских компаний внутри страны и за рубежом, усилении действий против несправедливой торговой практики и производстве важнейших товаров в Европе и снижении зависимости от цепочек поставок за пределами ЕС.
Одна из областей, где ЕС, вероятно, будет применять этот подход, - это отношения Европы с Китаем. ЕС может стремиться к выработке общего и последовательного подхода, поскольку он признает Китай как системного соперника и экономического конкурента, но также как партнера по сотрудничеству. Это будет непросто, поскольку у отдельных стран-членов ЕС конфликтующие интересы и подходы к отношениям с Китаем.
Brexit и Соглашение о финансовых услугах
На фоне пандемической неопределенности долгожданным событием стало торговое соглашение между Великобританией и Европой, которое позволило избежать экономического коллапса, который прогнозировали многие аналитики в случае сценария Brexit без сделки. Однако Великобритания покидает Европу с большим количеством торговых и нормативных барьеров, чем когда она была членом блока. Краткосрочные экономические проблемы смягчены, но долгосрочная перспектива пессимистична: Управление бюджетной ответственности Великобритании прогнозирует среднее снижение ВВП на 4%. Великобритания и ЕС подписали меморандум о взаимопонимании, который обеспечивает основу для сотрудничества и совместный форум для создания и применения правил финансового рынка в дополнение к обмену информацией; это серия односторонних решений, которые могут принять Великобритания или ЕС, предлагая доступ на рынок финансовых услуг.
Государственные схемы поддержки торгового кредита
Стремясь обеспечить экономическую помощь во время пандемии, правительства во всем мире в 2020 году учредили или изменили поддерживаемые государством программы торгового кредитования для поддержки как экспорта, так и внутренней торговли.
По состоянию на 28 февраля 2021 г. более чем в нескольких странах была введена поддержка по страхованию кредитов.
Эти схемы могут принимать разные формы - некоторые в форме государственных перестраховочных гарантий, а другие - в виде смягчения требований к приемлемости, - но их общий эффект был аналогичным: повышение экономической стабильности в сочетании с существующим страхованием торговых кредитов. Европейская комиссия, например, расширила право на покрытие краткосрочных экспортных кредитов, исключив все страны из своего списка стран с рыночным риском.
Все схемы государственных гарантий перестрахования (которые охватывают внутреннюю и экспортную дебиторскую задолженность) были продлены до 30 июня 2021 года. Хотя Временные рамки ЕС для мер государственной помощи истекают в конце 2021 года, любое расширение индивидуальных схем после 30 июня для стран ЕС потребуется одобрение ответственного национального правительства, а также Европейской комиссии. Ожидается, что большинство схем не будет продлено, но выборы в Германии в сентябре 2021 года и во Франции в апреле 2022 года могут сильно повлиять на решения о продлении льгот.
Некоторые наблюдатели выразили обеспокоенность по поводу того, что программы стимулирования пандемии и поддерживаемые государством схемы позволяют «компаниям-зомби» продолжать работу. Компании-зомби - это убыточные предприятия с тяжелым долгом, обычно с низкими денежными резервами и неспособностью инвестировать или расти. Еще до пандемии в Европе и Северной Америке было множество зомби-компаний, и их объем, вероятно, резко возрастет из-за воздействия COVID-19. Количество банкротств резко упало во время глобальной рецессии в 2020 году, что является сигналом о том, что помощь в связи с пандемией, возможно, поддерживает слабые предприятия. Предоставление ссуд и другой поддержки для поддержания жизни зомби-компаний может продлить экономическую слабость и в конечном итоге привести к массовым банкротствам.
В любом случае временная кредитная поддержка со стороны правительства в конечном итоге прекратится. Это потребует от инвесторов и экспортеров поиска долгосрочных решений для снижения кредитных рисков. Желательно начать изучение этих вариантов раньше, чем ближе к концу схем, поддерживаемых государством.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz