22
Вс, дек

8.5. Проблемы, возникающие в связи с учетом затрат

  1. Несмотря на использование сложных коэффициентов для распределения накладных расходов по центрам и объектам затрат, строгое соблюдение принципа отнесения затрат туда, где они были произведены, представляет собой большую трудность.
  2. При использовании упрощенных коэффициентов распределение накладных расходов становится довольно произвольным. Так, если объектами отнесения затрат являются отделы страховой компании, то, например, увеличение затрат труда в отделе кадров, обусловленное различиями в показателях текучести кадров по отделам, остаются неучтенными.
  3. Частично распределение затрат производится и по так называемому принципу допустимой нагрузки, который противоречит основному правилу учета затрат по месту их возникновения. В соответствии с этим принципом затраты распределяются пропорционально величине чистой прибыли от того или иного вида страхования. Чем больше чистая прибыль, тем больше затрат относится на данный вид страхования, и наоборот. Кроме того, с тех видов страхования, по которым страховые премии, рассчитанные с учетом покрытия затрат, больше премий, взимаемых конкурентами, часть затрат может «сниматься».
  4. Расходы на ведение дела подразделяются на единовременные и текущие. Единовременные затраты, как, например, комиссионные вознаграждения агентам за заключение договоров страхования жизни, разносятся по годам, исходя из среднего срока действия договоров. Сумма текущих затрат за год и среднегодовых аквизиционных или иных единовременных расходов составляет расходы на ведение дела за год. Этот показатель играет очень важную роль в учете затрат.
  5. Трудности с распределением затрат возникают также в случае связанных и комбинированных договоров страхования. Так, например, сложность представляет собой отнесение затрат, связанных с обработкой заявлений о заключении договоров страхования такого типа, как договоры страхования семьи.
  6. Кроме того, обязательно различать затраты, зависимые и независимые от страховой суммы. Так, затраты по обработке заявлений о заключении договоров страхования жизни практически не зависят от того, будет ли заключен договор на сумму 20 тыс. или 80 тыс. евро. Напротив, затраты по выплате комиссионных вознаграждений непосредственно зависят от страховой суммы.
  7. При расчете финансового результата расходы на ведение дела проходят по многим статьям. Это связано с тем, что часть затрат учитывается по видам, а часть по производственно-хозяйственным функциям или подразделениям страховой компании. Так, затраты на заработную плату одновременно включаются в три вида расходов: расходы на ведение дела, по урегулированию убытков и расходы на капитальные вложения. Установить точную величину всех расходов на ведение дела не представляется возможным, так как часть затрат, относимых в эти расходы, например затраты по урегулированию убытков, содержится в статье «Затраты по урегулированию убытков».
  8. Использование показателя нетто-расходов на ведение дела, получаемого путем вычитания из суммы всех расходов на ведение дела перестраховочной комиссии и долей прибыли, может исказить картину общего положения с затратами на предприятии.
  9. Многие страховые компании в целях покрытия расходов на ведение дела устанавливают твердую надбавку на затраты по покрытию рисков. Однако в изменении этих показателей не наблюдается прямо пропорциональной зависимости. Это означает, что при небольших страховых суммах расходы страховщика на ведение дела покрываются с трудом, в то время как при больших страховых суммах на страхователя перекладывается слишком большая часть.

Пример:

Страхование домашнего имущества.

Ставка страхового тарифа - 2,0 %.
Она складывается следующим образом:
1,2 %о - затраты на покрытие риска = 60 % тарифной ставки;
0,8 %о - расходы на ведение дела = 40 % тарифной ставки.

Доля расходов на ведение дела, включенная в страховой тариф и покрываемая страхователем:

а) при страховой сумме в 50 000,00 евро - 40 евро;
б) при страховой сумме в 200 000,00 евро - 160 евро.

При страховой сумме в 200 000,00 евро доля расходов на ведение дела, покрываемая страхователем, в четыре раза больше, чем при страховой сумме в 50 000,00 евро. Это оправданно в отношении затрат по выплате комиссионных вознаграждений, поскольку они растут пропорционально страховой сумме. Что же касается затрат по обработке страхового заявления и ведению договора, то они должны быть одинаковы для обоих договоров, так как не зависят от страховых сумм.

Возможности решения проблемы:

  • Расходы на ведение дела следует разделить на затраты, зависящие и не зависящие от страховой суммы. Так, комиссионные вознаграждения будут относиться к категории зависимых (переменных) затрат, а затраты на обработку страхового заявления - к категории независимых (постоянных) затрат. Для покрытия постоянных затрат устанавливается твердая надбавка к себестоимости страхового продукта.

Пример:

Страхование домашнего имущества.

Страховой тариф: 1,7 %о + 30 евро надбавка на себестоимость страхового продукта. Страховой тариф складывается следующим образом:

1,2 %о - затраты на покрытие риска;
0,5 %о - на покрытие переменной составляющей расходов на ведение дела;
30 евро - на покрытие постоянной составляющей расходов на ведение дела.

а) Страховая сумма 50 000,00 евро. Со страхователя взимается25,00 евро, которые идут на покрытие переменной составляющей, и 30,00 евро - на покрытие постоянной составляющей расходов на ведение дела страховщика. Итого - 55,00 евро.

б) Страховая сумма 200 000,00 евро. Со страхователя взимается100,00 евро, которые идут на покрытие переменной составляющей, и 30,00 евро - на покрытие постоянной составляющей расходов на ведение дела страховщика. Итого - 130,00 евро.

  • Для привлечения страхователей страховщики идут на предоставление скидок с сумм, взимаемых на покрытие затрат, а также вместо твердой надбавки к страховому тарифу устанавливают минимальную сумму на покрытие расходов на ведение дела, подлежащую оплате клиентом.

Предварительная и окончательная калькуляция затрат

Учет затрат производится как до, так и после предоставления страховых услуг. Предварительная калькуляция затрат осуществляется на этапе планирования и в расчеты закладываются плановые показатели. По завершению предоставления услуг по страхованию страховщик калькулирует свои фактические затраты, распределяя их по носителям затрат.