Важнейшим критерием эффективности организационной структуры страховой компании является ориентация на запросы клиентов. Иными словами, компания должна иметь такую структуру, которая позволила бы удовлетворить все запросы и пожелания клиентов. В страховом деле это, прежде всего, быстрая и не бюрократическая обработка страховых случаев, предоставление разъяснении по вопросам клиентов, легко читаемые договоры страхования, оперативное договорно-правовое урегулирование убытков, работа по сохранению имеющихся и приобретению новых клиентов. Поэтому ориентация на запросы клиентов - это самый главный общий принцип страховой деятельности.
Достижение основной цели страховой компании - предоставления страховых услуг - складывайся из выполнения целого ряда более мелких задач, в соответствии с которыми и строится организационная структура страховой компании. Деятельность страховой компании можно рассматривать с различных точек зрения:
- с точки зрения предлагаемых страховых продуктов, например, страхование имущества, ответственности, от несчастных случаев, страхование автомобилей;
- с функциональной точки зрения, например, материально-техническое и кадровое обеспечение, разработка и продажа страховых продуктов, финансирование страховой деятельности, административно-хозяйственная деятельность;
- с территориальной точки зрения, например, страховая деятельность по районам и территориям, работа внутри страны или за рубежом;
- с точки зрения групп клиентов.
Для понимания существа работы страховой компании, как правило, выделяют три идеальные модели организационной структуры, которые в чистом виде на практике не встречаются.
Организационно страховая компания может быть построена:
- в соответствии с предлагаемыми страховыми продуктами;
- по функциональному принципу;
- по группам клиентов.