Загрязняющие вещества, попавшие в воду из обломков контейнеровоза у берегов Шри-Ланки, могут быть унесены океанскими течениями на тысячи километров, оказывая воздействие на дикую природу и людей в далеких широтах, сообщает Bloomberg.
Власти и спасательные бригады в настоящее время работают над предотвращением разлива более 300 метрических тонн нефти, перевозимых MV X-Press Pearl, из поврежденного огнем корпуса судна. Но значительный ущерб уже нанесен. Химические вещества и крошечные пластиковые гранулы, которые когда-то находились на борту 186-метрового судна, уже попали в океан, что привело к одной из самых серьезных экологических катастроф Шри-Ланки на сегодняшний день.
«Нефть, химикаты и пластиковые гранулы, вероятно, наихудшая комбинация, которую вы можете иметь», - сказала Дельфин Лобелль, научный сотрудник, специализирующийся на океанических пластиках из Утрехтского университета в Нидерландах. «Очень жаль, что на корабле было так много вредных материалов».
Миллионы пластиковых гранул выброшены на юго-западное побережье Шри-Ланки, туристическое направление, известное своими пляжами с золотым песком, окаймленными пальмами и кокосовыми рощами. Обломки судна уже затронули около 150 километров береговой линии, а сингапурскому судоходному оператору X-Press Feeders Ltd. предъявлено уголовное обвинение в загрязнении, сообщила Straits Times ранее на этой неделе.
На фотографиях с пляжей в Коломбо, столице Шри-Ланки, виден песок, покрытый слоем белых пластиковых гранул, и люди в синих скрабах и белых сапогах собирают их в мешки.
По словам Лобелль, пеллеты размером с рисовое зернышко можно легко принять за пищу для птиц или рыб, но их употребление может быть смертельным. Если животные не умрут, а вместо этого будут съедены хищниками, пластик может продвинуться вверх по пищевой цепочке, пока в конечном итоге не достигнет человека. Со временем гранулы распадаются на еще более мелкие кусочки, известные как микропластики, которые еще труднее обнаружить и контролировать.
«Реальная опасность попадания пластика на пляж в том, что он снова попадает в океан с приливом», - сказала Лобелль. «Если он переместится дальше от берега, то очистить его будет невозможно. Течения разносят пластик повсюду, и собрать его невозможно».
По данным ITOPF , некоммерческой организации, созданной судоходной отраслью, судно перевозило 1486 контейнеров с химическими веществами, такими как азотная кислота, высококоррозионная минеральная кислота, метанол, гидроксид натрия, и около 400 контейнеров с небольшими пластиковыми гранулами, так называемыми пеллетами.
Неясно, сколько контейнеров с пеллетами сгорело или упало с корабля, сказал технический директор ITOPF Ричард Джонсон. По крайней мере четыре контейнера были выброшены на берег, и многие другие, как полагают, затонули. По словам Джонсона, около 1000 человек участвуют в очистке, а остальная часть города находится под строгой изоляцией, чтобы предотвратить распространение коронавируса.
Согласно прошлогоднему отчету о загрязнении океана, около 11 миллионов метрических тонн пластика попадают в океаны, нанося ущерб среде обитания диких животных, людям и животным. Если не будет предпринято никаких действий, количество пластикового мусора к 2040 году увеличится почти втрое, поскольку человечество расширит использование пластмасс на углеводородной основе, которые не разлагаются естественным путем. Общее количество пластика в океане может достичь 600 миллионов тонн через 20 лет.
По словам руководителя проекта Франсуа Галгани, исследования, проведенные Французским институтом исследования и эксплуатации морей Ifremer, показывают, что рыба действительно может выталкивать небольшие кусочки девственного пластика, подобные тем, что были при кораблекрушении в Шри-Ланке. Если местные бактерии и планктон застревают в пластике и вымываются в других странах и на других континентах, это может нарушить существующие экосистемы. Это явление произошло после катастрофы на Фукусиме в Японии, сказал Галгани, который также консультирует Международную морскую организацию по экологическим вопросам, связанным с судоходством.
По словам Галгани, некоторого потенциального ущерба можно избежать, загрузив гранулы на уровне палубы или ниже, а не сверху. Но судовладельцы обычно ставят эти контейнеры сверху, потому что это самый дешевый груз, а самые дорогие товары они оставляют внизу. «Мы знаем, что некоторые судовладельцы загружают на суда больше контейнеров, чем должны», - сказал Галгани. «Затем капитаны сбрасывают контейнеры сверху с борта, потому что они могут поставить под угрозу безопасность всего корабля».
Даже если властям удастся закрыть емкости с маслом на борту X-Press Pearl, топливо останется на дне океана и может начать протекать в любой момент.
«Возможно, «черный прилив» не произойдет на побережье Шри-Ланки в ближайшие дни или месяцы», - сказал Галгани. «Но через 30, 40 или 50 лет будет утечка, и углеводороды в конечном итоге попадут туда. Даже если кажется, что проблема решена сегодня, это просто отложенное загрязнения, которое проявится со временем».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz