23
Пн, дек

Борьба за прибыльных клиентов в ОСАГО стала агрессивной спустя 1,5 месяца после старта реформы

Спустя 1,5 месяца с начала старта реформы в ОСАГО обозначился резкий рост конкуренции в сегменте «автогражданки». Как показал проведенный «Интерфаксом» опрос страховщиков ОСАГО, особенно ярко тенденция проявилась в агентском канале продаж и в сегменте работы с юридическими лицами.

В результате конкуренции средняя стоимость полиса ОСАГО к концу февраля снизилась примерно на 3,6%. Больше других от расширения тарифного коридора в ОСАГО выиграли корпоративные автопарки. Для них цены по заключаемым договорам снизились с момента старта реформы 9 января 2019 года в среднем на 10-12%, согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА).

«Нулевые агентские комиссии при заключении договоров ОСАГО, широко распространенные прежде, теперь сохраняются только в самых убыточных клиентских сегментах. На всем остальном пространстве рынка «автогражданки» началась гонка агентских вознаграждений, - сообщил «Интерфаксу» источник на рынке ОСАГО. - Поскольку по закону об ОСАГО уровень комиссий ограничен 10%, выплата таких вознаграждений может маскироваться компаниями: выплаты производятся в рамках различных мотивационных программ для агентов».

Собеседник агентства пояснил, что «меняется вся экономика ОСАГО». «Прежде за счет премий по ОСАГО, полученных в относительно благополучных, с точки зрения достаточности тарифов, регионах, например, в Москве и столичной области, финансировались убытки неблагополучных регионов по убыткам в ОСАГО. Расширение тарифного коридора позволило сделать тарифы более справедливыми, компании их подняли на бесспорно убыточных территориях. Таким образом, в регионах с полным базовым тарифом страховщики ОСАГО либо снижали цены для клиентов и немного повышали комиссии агентам, либо оставили тарифы ОСАГО без изменения, но интенсивно стимулировали активность агентской продающей сети. Небольшие страховые компании или агрессивные в ОСАГО компании и тарифы снижали, и агентам выплаты увеличили, чтобы отвоевать у крупных компаний часть клиентской аудитории», - пояснил он.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев подтвердил «Интерфаксу» тенденцию к обострению конкуренции за клиентов на рынке ОСАГО. Правда, такая конкуренция на этом этапе сегментирована, убыточные группы клиентов по-прежнему никто не привлекает, сказал он. Представитель РСА отметил, что «задача, которую ставил регулятор в ходе реформы по увеличению доступности полисов ОСАГО, выполнена, очереди в продающих ОСАГО офисах страховщиков исчезли».

Е.Уфимцев добавил, что «продажи электронных полисов ОСАГО с помощью РСА были налажены еще с прошлого года, система перераспределения полисов и удаленных продаж через систему E-гарант работает без нареканий».

«Согласно статистике РСА, число жалоб на страховщиков ОСАГО снизилось с лета прошлого года примерно на 30%», - сообщил Е.Уфимцев. Ранее ту же тенденцию журналистам обозначили представители ЦБ РФ.

Исполнительный директор РСА также сказал, что «самое заметное снижение средней стоимости полиса ОСАГО наблюдается в сегменте страхования автотранспорта юридических лиц, где нет автоюристов и уровни убыточности лучше, чем в сегменте автотранспорта физлиц (10-12%). Конкуренция здесь обеспечивается через участие в тендерах, главный аргумент для победителей - снижение цены страхования».

По его словам, «РСА проводит мониторинг ценовой политики участников рынка ОСАГО еженедельно». «Говорить о том, сколько компаний в регионе повысили тарифы, а сколько понизили - бессмысленно. Более показателен уровень изменения величины средней премии в ОСАГО за период. Допустим, на территории работает 30 компаний по ОСАГО, из них 20 увеличивали тарифы, а 10 снижали. Однако на эти 10 компаний приходится, допустим, 90% общерегиональных премий по ОСАГО. Понятно, что среднее значение премий, динамика снижения определяется именно этой группой лидеров. За период с начала действия коридора (с 9 января этого года) показатель средней премии в ОСАГО снижался в интервале от 3,2%до 3,6%», - отметил Е.Уфимцев.

По данным РСА, средняя премия в январе 2019 года снизилась по сравнению с январем прошлого года не только в целом по ОСАГО для всех транспортных средств, но и для легковых автомобилей физлиц - на 1,84% по сравнению с январем 2018 года. Она составила 5564 рублей вместо с 5669 рублей.

«В снижении размера средней премии по ОСАГО значимую роль сыграло увеличение конкуренции между страховщиками», - убежден И.Юргенс. Конкуренция усилилась после вступления в силу указания Банка России о расширении на 20% вверх и вниз тарифного коридора для обязательной «автогражданки» с 9 января 2019 года.

«Мы уверены, что этот тренд сохранится и дальше и станет еще заметнее для автолюбителей после того, как реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО будет полностью завершена», - добавил он.

Источник: Финмаркет