22
Пт, нояб

Российские страховщики жизни надеются на скорое внедрение долевого страхования жизни (unit linked)

Центробанк рассчитывает на скорое внедрение в России долевого страхования жизни (Unit linked). На форуме «Страховой бизнес в эпоху перемен» это еще раз подтвердил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

Страховщики давно ждут появления нормативной базы, которая позволит ввести Unit linked в их продуктовые линейки. Как считает Борис Борзунов, руководитель управления подбора инвестиционных стратегий «Сбербанк страхование жизни», долевое страхование жизни может стать новым толчком к развитию не только инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), но и к появлению качественно новых продуктов накопительного и пенсионного страхования, и, соответственно, – источником «длинных» денег в российский фондовый рынок.

Каким может быть Unit linked в России?
Согласно зарубежной практике, это продукт, отличающийся от накопительного страхования (и ИСЖ) тем, что страховая сумма в нем может быть определена стоимостью актива (что пока не позволено российским законодательством). Юнитами (активами) в данном случае могут выступать: паи определенного фонда, или ETF, или непосредственно акции/облигации. Гипотетически, любой актив, обладающий ликвидностью и котировкой, может являться юнитом.

То есть, например, ваша выплата по страховому случаю составит три юнита по их стоимости на момент совершения страховой выплаты. Сейчас же страховая сумма обеспечивается страховой компанией. И, соответственно, невыплата страховой суммы может произойти только при дефолте страховщика. В Unit linked обеспечение страховой суммы привязано к конкретному активу. И именно тут кроются новые возможности для рынка и клиентов, а также и риски для обеих сторон.

В чем заключаются эти возможности, и почему я считаю, что Unit linked может стать стимулом к развитию не только страхового рынка, но и всего фондового рынка РФ? Ни для кого не секрет, что у нас в стране проблемы с «длинными» деньгами. И проблемы тут не только в том, что инвесторы не спешат инвестировать «вдолгую», но и в том, что реальных инструментов для этого не так много. Я не говорю про акции/облигации, так как убежден, что большинство российских инвесторов еще не настолько финансово грамотные, чтобы самостоятельно формировать свои накопления и конструировать инвестиционные портфели.

На текущем уровне развития инвестиционной дисциплины нам необходимы инвестиционные продукты, нацеленные на получение долгосрочного прироста капитала, под определенные цели инвестора. Такие как накопительное страхование жизни, добровольные пенсионные программы и т.п.

Слабая сторона данных продуктов в отсутствии прозрачного способа определения инвестиционной доходности, а также высокая стоимость гарантированной доходности у надежных игроков этого рынка. В долгосрочных продуктах заложена фиксированная ставка, которую может обеспечить компания при практически любом сценарии. Она может быть кратно ниже существующих долгосрочных ставок. И это не от жадности компаний – разницу между фактически заработанной ставкой и гарантированной ставкой, заложенной в продукт, получает клиент. Это нужно для финансовой стабильности компаний. Когда в Европе несколько лет назад смягчили монетарную политику и ставки облигаций в некоторых странах оказались с отрицательной доходностью, это стало серьезным риском для страховых компаний.

Однако доходность получается непрозрачной – клиент не может оценить, какой она будет, так как не знает, к какому бенчмарку привязан портфель компании и что в него входит.

Unit linked решает это проблему. В Unit linked клиент изначально увидит, за счет каких активов будут прирастать его накопления, а в случае, если доходность его не устроит, он поймет, чем это вызвано, и сможет поменять свой актив. При этом в Unit linked сохранятся свойственные продуктам страхования жизни преимущества: и рисковое покрытие, и налоговые льготы, и особый юридический статус. Сейчас все большую популярность набирают различные портфельные решения (персональное портфельное планирование, робоадвайзинг и т.п.), и Unit linked может стать идеальной платформой для реализации таких продуктов.

С другой стороны, внедрение Unit linked связано и с рисками. Сейчас клиент, приобретя накопительный продукт страховой компании, может быть спокоен за сохранность своих вложений, если его устраивает кредитный риск конкретного выбранного страховщика. А вот в Unit linked возможно делать продукты более рисковыми, чем кредитный риск самой компании. Например, сделать продукт, обеспеченный облигацией с рейтингом «B» или ниже, по рискам которой страховщик уже не несет ответственности. Здесь также кроются репутационные риски и почва для мисселинга. Если Unit linked в России будет разрешен, то эти вопросы потребуют очень тщательной проработки и решения.

Источник:www.asn-news.ru