13
Ср, нояб

Российским автостраховщикам предложили реформировать ОСАГО за счёт своих резервов

В Госдуме не поддерживают желание Центробанка стабилизировать рынок «автогражданки» увеличением тарифов на полисы

Председатель думского Комитета по транспорту Евгений Москвичёв предложил в целом оставить тарифы на ОСАГО прежними, снизив их на 50 процентов только для безаварийных водителей. Компенсировать расходы автостраховщиков предлагается за счёт 180 миллиардов рублей из резервного фонда отрасли. Об этом депутат сообщил на совместном заседании комитетов Госдумы по транспорту и финансовому рынку, где обсуждались предложения Центробанка по реформированию системы ОСАГО.

Суть предложений регулятора — расширение нижней и верхней границы тарифного коридора на 20 процентов, а также увеличение параметров расчёта коэффициентов с нынешних восьми до 50. По мнению авторов реформы, это позволит сделать тарифы более индивидуальными — опытные и безаварийные водители станут платить меньше, чем новички и лихачи. Законодатели не против справедливого ценообразования, но опасаются, что страховщики, получив возможность повысить тариф ОСАГО, неизбежно этим воспользуются.

Разные подходы в арифметике

В пояснительной записке проекта указания о расширении тарифного коридора Банк России отметил, что инициатива вызвана сложившейся ситуацией на рынке ОСАГО, а именно: убыточностью, проблемами правоприменения и доступности страховых услуг.

Как подсчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), рентабельность ОСАГО сейчас составляет 0,7 процента при допустимом уровне в пять процентов. Также отрасль беспокоит тенденция отказа водителей от автострахования. В 2017 году, по данным РСА, было заключено 39,2 миллиона договоров ОСАГО, притом что в стране насчитывается 59,8 миллиона транспортных средств. А значит, вновь недополученная прибыль.

Однако по словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, в расчётах следует сделать поправку. «Высокую убыточность на рынке определило воровство именно внутри самих страховых компаний, — подчеркнул он. — Этот факт подтверждён официальным ответом МВД».

Установлено, что некоторые руководители компаний с 2003 по 2017 год вывели с рынка 24,2 миллиарда рублей, а накопленные убытки были восполнены из компенсационного фонда. И руководство РСА просит считать эти деньги ущербом, влияющим на рентабельность рынка и его убыточность.

«Мы предлагаем Банку России и РСА пересмотреть свои данные, исключив из указанных расчётов финансовые потери, произошедшие по вине самих страховщиков», — заявил Лысаков, добавив, что предложенный вариант реформы ОСАГО фактически предоставляет возможность решить проблемы автостраховщиков за счёт граждан. Ранее депутат даже направил главе государства письмо, где просил остановить изменения системы «автогражданки».

3432-4118 рублей составляет действующий диапазон базового тарифа, ЦБ предлагает расширить коридор до 2746-4942 рублей.

Если после новых расчётов окажется, что финансовое положение страховщиков не такое критичное, то поднимать верхнюю границу тарифного коридора не обязательно, считает Евгений Москвичёв. «Из пояснительной записки мы знаем, что у страховщиков есть 180 миллиардов рублей в стабилизационном фонде, также есть суммы, которые платит безаварийный автовладелец, — сообщил депутат. — Может, этих денег достаточно, почему мы всё время говорим о повышении? Давайте снизим тариф на 50 процентов для аккуратных водителей, а для остальных оставим прежний».

По его словам, проценты от оборота лежащих в резерве средств можно пускать на снижение стоимости страховых полисов. «Такая практика есть на международном рынке», — добавил Москвичёв.

Центробанк обещает небольшой рост

Ожидаемое расширение тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз вызовет максимальный рост стоимости полиса ОСАГО не более чем на полтора процента, заверяют в Банке России.

По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, опасения, что после реформы системы «автогражданки» полисы вырастут в цене минимум на 20 процентов, беспочвенны. Уже сейчас во многих регионах страны, например в Челябинске, Брянской области и Чечне, тарифы не стоят на верхней границе. «По нашим оценкам, средняя стоимость полиса не изменится, — заявил он. — Если и вырастет, то максимум на 1,5 процента».

Владимир Чистюхин также добавил, что цена полиса ОСАГО после реформы может даже снизиться примерно в 30 регионах, однако только для «безаварийных» водителей. А их немало — по данным РСА, без аварий по дорогам страны ездят 80 процентов автолюбителей и только 20 процентов попадают в ДТП один раз или более.

Вместе с тем 5 октября Минфин внёс в Правительство законопроект, который предлагает на следующем этапе реформы ОСАГО исключить из расчёта стоимости полиса самые спорные коэффициенты — по мощности и территории транспортного средства. Одновременно с этим страховщики получат право устанавливать цену, на 30-40 процентов отклоняющуюся от базового тарифа в большую и меньшую сторону. При этом итоговая цена ОСАГО не должна будет превышать трёхкратный максимальный размер базовой ставки тарифа.

Естественно, большинство автомобилистов опасаются сговора страховщиков. Компании просто установят тариф по максимальной планке и придётся водителям снова переплачивать за ОСАГО.

«Фактически нам рекламируют новый продукт, при этом предлагают залить его в старое дырявое ведро», — отметил Вячеслав Лысаков, обратив внимание, что все изменения никак не направлены на борьбу с мошенническими схемами, которые сохранятся и приведут к новому кризису отрасли.

С ним согласен и глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков, уверенный в том, что прежде всего необходимо усилить контроль за страховыми компаниями.

«Мы считаем, что необходимо ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами, чтобы гражданам не могли отказать в продаже полиса ОСАГО или навязать дополнительные услуги», — предложил законодатель. Он также добавил, что следует ввести штрафы для страховых компаний за недобросовестное ведение бизнеса.

Очевидно, что векторы у законодателей и автостраховщиков несколько разнятся, отчего трудно предполагать, когда они придут к консенсусу. Поэтому пока сроки тарифной реформы, начиная с этой весны, регулярно сдвигаются, очередная намеченная регулятором дата вступления новых тарифов — с начала 2019 года.

Источник: Парламентская газета