Текущая ситуация благоволит «банковским» страховщикам, которые чувствуют себя все более уверенно на сжимающемся рынке благодаря поддержке «родственных» банков.
По данным Банка России, три четверти премий страховщики получают через посредников. При этом по итогам 2017 года банки стали новыми лидерами по объему собранных взносов среди остальных посредников — 41,2% от премий. Основным фактором, объясняющим такую динамику, является заинтересованность банков в продвижении продуктов страхования жизни с высоким комиссионным доходом и низкой степенью риска. Без учета страхования жизни рынок в 2017 году стагнировал. В первом полугодии 2018 года, по данным агентства «Эксперт РА», основной вклад в рост рынка по-прежнему продолжает вносить страхование жизни, обеспечив 75% абсолютного прироста (+64,5 млрд рублей). Таким образом, банки продолжают обеспечивать рост страхового рынка.
В целом же, по данным директора по страховым и инвестиционным рейтингам агентства «Эксперт РА» Ольги Басовой, доля страховых компаний, связанных с банками, составила 66% от взносов, полученных через банковский канал продаж за 2017 год. При этом доля банковского страхования в общем объеме страхового рынка по итогам прошлого года составила 37,8%, через кредитные организации получено 88% взносов по страхованию жизни.
Бери от жизни все
«По итогам первого полугодия 2018 года в первой десятке страховщиков жизни по сборам пяти банковских и пяти небанковских компаний. По объему собранной премии рассматриваемые пять банковских страховщиков контролируют 60% рынка (в основном за счет СК «Сбербанк Страхование жизни», доля которой составляет 35%), в то время как пять небанковских страховщиков из топ-10 контролируют 28% рынка»,— указывает генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев.
Работать в сегменте страхования жизни интересно всем: страховщики получают низкоубыточнные виды страхования в значительных объемах, банки — высокие комиссионные доходы. По данным ЦБ, в 2017 году вознаграждение банкам составляло 17,3% от полученных взносов по страхованию жизни в целом, 42,9% — от страхования жизни заемщика и 55,1% — от страхования от несчастных случаев и болезней. По словам участников рынка, комиссия по договорам коллективного страхования заемщиков составляет до 95%. Такое приятное вознаграждение отчасти компенсирует невысокие ставки по кредитам. Вместе с тем более 70% в страховании жизни составляют продукты страхования жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе. Такая динамика объясняется ростом интереса клиентов к продуктам с ожидаемой доходностью выше, чем по банковским депозитам. Так, в прошлом году средневзвешенная процентная ставка по вкладам физических лиц сроком до одного года составила 5,9%, по вкладам свыше 1 года — 6,9%. При этом, по словам президента Национального союза страховых агентов Александра Тутинаса, зачастую сотрудники банков предлагают людям вместо депозитов разместить деньги в инвестиционное страхование жизни, несмотря на возраст и желание клиента.
По всем фронтам
Однако помимо страхования жизни, которое выступает локомотивом страхового рынка, банки являются важнейшим каналом продаж и по другим видам страхования. «В первом полугодии 2018 года «Сбербанк Страхование» и «ВТБ Страхование» занимают более 36,6% рынка по страхованию имущества физлиц. По Санкт-Петербургу их совокупная доля чуть ниже — 33,5%»,— говорит управляющий директор по работе с партнерами Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс-страхование» Екатерина Волкова. Если банк располагает собственной страховой компанией, основной поток клиентов — в среднем от 60 до 95% — направляется именно в эту компанию, считает она. В целом, продолжает госпожа Волкова, доля страховщиков, принадлежащих банкам, стремительно выросла примерно шесть лет назад. Так, сборы «ВТБ Страхования» выросли с 8,5 до 22,7 млрд в 2012 году, «Сбербанк Страхования» — с 0,76 до 3,7 млрд в 2015-м. На сегодня лидеры банковского рынка уже завершают перераспределение потоков, но в целом тренд на увеличение долей собственных страховых компаний сохраняется. Особняком тут стоит «Росгосстрах», который совсем недавно стал банковской компанией под крылом группы «Открытие». По словам директора филиала ПАО «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге Сергея Дудина, стратегия развития «Росгосстраха» до 2021 года предполагает, что страхование должно стать одним из важнейших направлений работы. Для клиентов банка «Открытие» и Бинбанка уже разработана специальная продуктовая линейка.
«Что касается страхования частных клиентов банков, то здесь на рынке очевидно доминирование модели, в рамках которой банки продают страховые продукты аффилированных страховых компаний. Если речь идет о страховании в рамках взаимодействия с корпорациями, то тут чаще всего аффилированная компания не имеет такого привилегированного положения»,— указывает пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО Иван Макаров. По его словам, в настоящий момент кредитная организация предлагает своим клиентам в основном продукты «Росгосстраха», хотя у банка есть еще несколько страховых партнеров, с которыми он работает как в сфере продаж «коробочных» продуктов, так и в сфере страхования залогов.
Большинство крупных игроков финансового рынка действительно продолжает работать с различными страховщиками. Во-первых, банки таким образом диверсифицируют риски, связанные со страхованием. Во-вторых, получают дополнительный комиссионный доход из «внешней» среды. В-третьих, выполняют требования закона о возможности выбора клиентом среди ряда компаний. «И это дает возможность страховым компаниям вести конкурентную борьбу за клиентов. Собственно, трендом этого года уже стало включение в страховые продукты различных сервисных компонентов: бесплатных юридических консультаций, помощи при решении некоторых бытовых проблем после наступления страхового случая»,— продолжает Сергей Дудин.
Перекосы на местах
Явное деление на «своих» и «чужих» при ближайшем рассмотрении обрастает различными нюансами. Некоторые участники рынка считают, что существующая система взаимодействия банка и страховщика игнорирует основной смысл различия этих видов услуг. Банки воспринимают страховщиков как часть банковской схемы, и риски не уходят на аутсорсинг, оставаясь внутри финансовой группы. Однако при качественной перестраховочной защите основная часть рисков может быть передана перестраховщику, не ставя под удар стабильность группы.
Могут возникать вопросы по уровню сервиса и развитию бизнес-процессов страховщика в целом. Их качество может страдать, если страховщик получает гарантированный клиентский поток. Кроме того, важен взаимный диалог без диктата со стороны банка. «Могут быть перекосы из серии взять в залог лесопилку, а потом ругаться со своим страховщиком, почему тот не хочет страховать ее от пожара. В целом на рынке есть разные примеры. Бывает, что лучших клиентов банк мягкой силой отдает своему страховщику. Собственно, клиент и не против, учитывая обычно более привлекательные тарифы, а страховщик в таком варианте получает лучших клиентов, «право первой ночи». Например, «Уралсиб» получает основной поток от материнского банка, а, допустим, «АльфаСтрахование» — нормальная рыночная компания, где помимо своего банка есть агентский, брокерский и другие каналы продаж»,— приводит пример один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.
На пути к третьей стадии
По словам Олега Киселева, исходя из мировых тенденций и опыта развитых стран можно отметить, что рост страхования жизни через банковский канал проходит три стадии. Первая — когда банки выступают агентами страховщиков; вторая — банки делают акцент на развитии дочерних страховых компаний; третья — банки продают кэптивные компании и начинают работать со страховщиками по авансовым комиссиям. В последнем варианте страховые компании заранее платят банкам за возможность продавать свои продукты через их офисы в течение определенного периода времени. По мнению господина Киселева, российский рынок сейчас находится на второй стадии развития, но будет двигаться дальше, поскольку в конечном счете и банкам, и их клиентам выгодна конкуренция в предложении страховых продуктов. Но далеко не все эксперты настроены так оптимистично: до «здорового» рынка небанковские страховщики могут и не дожить.
По материалам Коммерсантъ