Минимизировать потери в сегменте автокаско страховщикам дает возможность индивидуальный подход к формированию тарифов в этом виде страхования. Автовладельцу такой подход позволит защитить машину на 7—9 тыс. рублей дешевле. А помогает и тем и другим «умное» страхование, или телематика.

Каско в 2016 году оказалось самым «депрессивным» сегментом страхового рынка — отчасти из-за уменьшения количества новых автомобилей, отчасти из-за снижения размера премий вследствие роста до 60% количества договоров с франшизой. Количество договоров с физлицами по автокаско снизилось на 200 тыс., объем премий сократился на 9,2% до 170,7 млрд рублей. Средняя страховая премия по автокаско по договорам с физлицами снизилась с 43,2 тыс. до 39 тыс. рублей.

И хотя 2017 год обещает быть более оптимистичным для этого сегмента рынка (авторынок начал восстанавливаться, количество договоров с франшизой — уменьшаться), привычка экономить на автомобильной страховке, скорее всего, у автомобилистов сохранится, что уже учитывают страховщики. Жесткие рыночные условия заставили страховые компании более внимательно изучать своих клиентов и разрабатывать персонализированные скидки. Например, СК «Зетта Страхование» обнаружила, что женатые водители существенно более рентабельны, и планирует немного перестроить тарифы с учетом выявленных недавно тенденций.

Большим подспорьем в выявлении групп автомобилистов, у которых аварийность меньше и которым можно продавать каско дешевле, ничем особенно не рискуя, становится телематика. В автомобиле клиента на страховой период бесплатно устанавливается GPS-трекер, который передает на сервер компании данные о пробеге. Контролировать километраж, как правило, можно в мобильном приложении и в личном кабинете на сайте страховой компании. Постоянно следить за ним не нужно: при достижении половины лимита, а также при остатке в 1 000 и 500 км водитель получит СМС-уведомление и сможет увеличить лимит или оформить новый полис. При покупке страховки клиент сам выбирает лимит пробега и получает соответствующую скидку.

Специальные устройства, устанавливаемые в автомобиле, могут отслеживать не только пробег и скорость движения автомобиля, но и стиль вождения, что в итоге позволяет страховщикам делать клиентам индивидуальные скидки. Датчик измеряет параметры поведения автовладельца за рулем и создает точный портрет клиента страховой компании. Фиксируются данные о превышениях скорости, резких ускорениях и торможениях, прохождении поворотов и т. п.

Меньше ездишь — меньше платишь

Пока, конечно, основным показателем, на основании которого предоставляются скидки, является пробег. Автомобилисты, которые ездят мало (дачники, «водители выходного дня», автомобилисты, оставляющие машины на перехватывающих парковках), уже сейчас могут сэкономить на каско до 35%. За год с июня 2016-го по июнь 2017 года клиенты страховых компаний ERGO, «Подмосковье», «Опора» и «Экип», по данным итальянской компании Meta System, которая поставляет оборудование и систему анализа скоринговых данных ряду крупных страховщиков, сэкономили на каско благодаря телематике в общей сложности 10 532 167 рублей. В среднем один клиент, приобретший продукт с телематикой, купил полис каско с дисконтом около 7 тыс. рублей.

Телематические устройства позволяют также использовать дополнительные «умные настройки». Например, по некоторым программам человек может включить опцию «аккуратный водитель» и установить франшизу, которая будет работать только в случае нарушения правил дорожного движения — например, превышения скорости на 40 и больше километров в час или неаккуратного маневрирования. Франшиза включается, только если произошло ДТП. Эти опции дают возможность дополнительно сэкономить в среднем 12%.

Если учитывать дополнительные «умные настройки», которыми воспользовались клиенты, то общая сумма экономии всех «телематических» клиентов четырех компаний — ERGO, «Подмосковье», «Опора» и «Экип» — составляет 13 532 167 рублей, то есть около 9 тыс. рублей на один полис.

По данным Meta System, клиенты «АльфаСтрахования», установившие телематические устройства, получили среднюю скидку 10% от стоимости базового продукта автокаско.

Клиенты «Тинькофф Страхования», купившие страховые продукты линейки CarMatic, экономят от 5% (без ограничений по пробегу) до 35% (при пробеге менее 7 000 км за год).

63% всех телематических полисов «Тинькофф Страхования» приобретаются клиентами именно с ограничением пробега, что позволяет получить большую скидку (20% при пробеге менее 12 тыс. км, 10% — менее 17 тыс. км). Также можно заработать скидку от 5% до 15% за хорошее вождение. По данным компании, средняя премия за полис каско с телематикой составляет 46 607 рублей, без телематики — около 50 000 рублей.

Клиенты по страховой программе INTOUCH и МТС «Умные километры», разработанной на базе IoT (технологии Интернета вещей), могут сэкономить до 25% стоимости полиса каско. Водители, которые проезжают на своем автомобиле за год менее 6 000 км, получат скидку в 25% от стоимости полиса. Скидку 15% от стоимости получат водители с пробегом авто не более 10 000 км, а с пробегом до 12 000 км сэкономят 7% от стоимости страховки. Первую подобную программу INTOUCH запустила в сентябре 2014 года.

Страховая компания ERGO вместе с Meta System, которая поставляет оборудование и систему анализа скоринговых данных, в июне также запустила продуктовую линейку «ТелеКаско» — пока только для жителей Москвы и Московской области. Клиент может выбрать опцию «телематика» на базовых тарифах автокаско и получить дополнительную скидку 5% за установку оборудования. В зависимости от стиля управления автомобилем в первые 12 месяцев клиент при продлении полиса может получить «телематическую» скидку до 25%, которая суммируется со стандартной скидкой за безубыточное страхование.

А страховая компания «РОСИНКОР Резерв» разработала продукт «СтартКАСКО», в котором клиент оплачивает страховую защиту только в момент реального использования автомобиля. Для этого применяется специальное мобильное приложение, разработанное «Р-Телематикой», с помощью которого клиент активирует защиту своего автомобиля от «ущерба в движении» прямо перед поездкой. Для этого ему достаточно просто нажать кнопку «Старт» в приложении на своем смартфоне. После завершения поездки, при нажатии кнопки «Стоп» или по окончании заранее заданного периода страхования, происходит расчет стоимости и списание денежных средств с личного счета страхователя. Приложение работает по аналогии с парковочным.

«Рынок телематики в России только формируется, и в его авангарде через несколько лет окажутся те компании, которые уже сейчас активно инвестируют в проекты «умного» страхования. Рынок телематики чрезвычайно емок, согласно прогнозу Аналитического центра НАФИ, уже по итогам 2017 года рост продаж таких полисов составит 100%, а к 2020 году продукты «умного» страхования займут долю рынка в 52%. Сейчас доля — чуть более 1%, — уточняет директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — Мы уже успешно протестировали новую для российского рынка модель страхования с телематикой Manage How You Drive, позволяющую водителю отслеживать параметры поездки в мобильном приложении IngoDrive, корректировать свой стиль вождения. Надеемся, что наше предложение в области телематики будет полезно нашим клиентам и сделает заключение договора страхования каско более привлекательным и выгодным». Клиентам «Ингосстраха» предлагается установить телематические устройства, которые в дальнейшем могут быть использованы для уточненного расчета страхового тарифа при продлении полиса, с 28 июня.

Выбираем осторожность

Изначально водители выбирают телематику, чтобы сэкономить на каско. Но, поскольку через приложение на смартфоне в реальном времени можно следить за всеми показателями езды, водители «втягиваются» в процесс и начинают ездить более аккуратно, утверждают эксперты «INTOUCH Страхования», изучавшие клиентские данные c телематических устройств, которые установили несколько тысяч автовладельцев Москвы. Вывод однозначный: водители, контролируемые телематическими устройствами, ездят аккуратнее и реже попадают в ДТП. В 2016 году они становились участниками аварий на 15% реже, чем остальные автомобилисты. Больше аварий происходило летом. Зимой количество ДТП упало на 8—10%, уменьшилась и средняя скорость движения — с 42 до 33 км/ч.

Водители, контролируемые телематическими устройствами, ездят аккуратнее и реже попадают в ДТП. В 2016 году они становились участниками аварий на 15% реже, чем остальные автомобилисты

И все же, по данным INTOUCH, 96% водителей нарушили скоростной режим более чем на 20 км/ч хотя бы раз; на 40 км/ч хотя бы раз превысили скорость 44% клиентов.

В течение 2016 года владельцы автомобилей с телематикой провели в дороге в общей сложности 15 дней, на два дня больше, чем годом ранее. Средний пробег в Москве за год увеличился на 13% — до 15 419 км. 40% водителей проезжают в год менее 12 000 км.

«Страховая телематика — отличный инструмент, позволяющий клиенту платить за каско в соответствии со своим стилем вождения. Но главное — эта технология стимулирует водителей ездить аккуратнее, — считает директор по страхованию INTOUCH Василий Бусаров. — Таким образом, технологии не только позволяют экономить, но и повышают культуру вождения и безопасность».

 

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

 

Читайте также...

Частота штормов и повышение уровня моря приведет к большим убыткам…

26-01-2021 Просмотров:71

Частота штормов и повышение уровня моря приведет к большим убыткам в США

В недавнем отчете, посвященном изучению влияния изменения климата на риски ураганов в...

Решение по выплатам из-за COVID в отношении ресторанов может иметь…

26-01-2021 Просмотров:73

Решение по выплатам из-за COVID в отношении ресторанов может иметь более широкие последствия для перестраховщиков

После знаменательного решения судьи штата Огайо в отношении приостановлении деятельности в связи...

Индийские страховщики готовы противостоять экономическому спаду: Moody's

26-01-2021 Просмотров:73

Индийские страховщики готовы противостоять экономическому спаду: Moody's

Moody's сообщило об относительно оптимистичных прогнозах в отношении индийского страхового сектора, учитывая...

Aon: экономические потери от природных катастроф составили $268 млрд в…

25-01-2021 Просмотров:193

Aon: экономические потери от природных катастроф составили $268 млрд в 2020 году

Погода, влияющая на климат, является ключевым фактором глобального ущерба в размере $268...

SCOR запускает калькулятор биометрических рисков на основе машинного обучения

25-01-2021 Просмотров:192

SCOR запускает калькулятор биометрических рисков на основе машинного обучения

Гигант перестрахования SCOR объявил о запуске Vitae, автоматизированного биометрического калькулятора рисков, который...

Продажа Willis Re может быть необходимой для слияния Aon и…

25-01-2021 Просмотров:205

Продажа Willis Re может быть необходимой для слияния Aon и WTW

73% участников отрасли выражают уверенность в том, что регулирующие органы потребуют от...

Как цифровые инструменты модернизируют устаревшие процессы обработки страховых требований

25-01-2021 Просмотров:224

Как цифровые инструменты модернизируют устаревшие процессы обработки страховых требований

Сегодняшние клиенты страховых компаний полностью ожидают быстрых и простых в использовании платформ,...

Страховщики открывают дверь инновациям

25-01-2021 Просмотров:182

Страховщики открывают дверь инновациям

В настоящее время насущной проблемой является то, как страховщики будут справляться, когда...