Впервые за 12 лет существования обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в секторе появится реальная возможность ценовой конкуренции: страховщики ОСАГО с 12 апреля получат определенную свободу установления цен при продаже полисов "автогражданки" в рамках тарифного коридора, при котором отклонения допускаются в пределах 20%.
Сам тарифный коридор расширится и будет работать с обновленными базовыми тарифами в ОСАГО, он увеличится в 4 раза - с 5% до 20%.
Однако, как полагают эксперты, ценовые сценарии, избранные страховщиками ОСАГО, на деле будут мало различаться. Законы конкуренции заставят компании с крупными портфелями "прижать" индивидуальные тарифы к нижней границе тарифного коридора в большинстве регионов РФ. Опасения автовладельцев о тотальном повышении цен в ОСАГО в пределах 60%, скорее всего, не оправдаются, считают аналитики.
Автостраховщики завершают ценовую "перенастройку"
Изменение тарифов в ОСАГО связано с введением новых страховых сумм по ущербу жизни и здоровью пострадавших. К 12 апреля все страховщики ОСАГО на своих сайтах обязаны разместить информацию об избранных новых действующих тарифах. Они будут складываться из базовых значений, которые на 40% окажутся выше действующих, а также из тарифного коридора, внутри которого страховщики вправе "двигаться" по цене в пределах 20%.
Кроме того, в ряде регионов Банк Росси пересмотрел территориальные коэффициенты. На 11 территориях РФ региональные коэффициенты в ОСАГО повысятся, в стольких же регионах - понизятся. В Москве и Санкт-Петербурге значения региональных коэффициентов останутся без изменений.
Как показал опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс-АФИ", крупные компании уже завершают процесс определения цен, по которым они будут продавать полисы ОСАГО с 12 апреля.
Заместитель генерального директора компании "Ингосстрах" Илья Соломатин сообщил "Интерфаксу-АФИ", что результаты работы по тарификации в ОСАГО будут опубликованы не ранее 12 апреля - дня, когда начнутся продажи по новым ценам. Он добавил, что "Ингосстрах" "использует свою особую модель ценообразования". "Новые тарифы по ОСАГО будут утверждены приказом по компании, они будут направлены в Банк России для сведения", - сказал И.Соломатин.
Заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов сообщил, что работа по тарификации в компании продолжается, "предстоит донастроить информационную систему к началу продаж по новым тарифам". Он уточнил, что "ценовые настройки будут достаточно тонкие". Так, например, в Ленинградской области планируется установить тарифы ОСАГО, ориентируясь на верхнюю границу ценового коридора, а в Санкт-Петербурге и Москве - на нижнюю его границу.
Генеральный директор СК "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов сообщил, что не может пока сказать о преимущественном векторе выбора цен внутри тарифного коридора в ОСАГО. "В ряде регионов мы намерены придерживаться верхней границы тарифного коридора, в иных регионах - нижнего, серединные значения тарифного коридора будут использованы также", - пояснил он.
Вместе с тем В.Скворцов считает наличие относительно широкого тарифного коридора важным достижением: "Это дает определенную свободу компании: страховщик может самостоятельно принять решение о корректировке тарифов в регионе, если, например, сочтет, что выбор нижней границы коридора себя не оправдал".
Еще одна крупная компания - "СОГАЗ" - намерена придерживаться избирательного подхода в вопросах ОСАГО. Этот вид бизнеса не характерен для нее - портфель договоров "автогражданки" у "СОГАЗа" занимает лишь несколько процентов в общем объеме, но он быстро прирастает, в том числе в регионах.
"В вопросах тарификации ОСАГО мы будем придерживаться избирательного подхода", - сказал "Интерфаксу-АФИ" заместитель председателя правления "СОГАЗа" Дамир Аксянов. "В тех сегментах транспортных средств и на тех территориях, в которых высокие прогнозы убыточности, мы будем работать по верхней границе тарифного коридора. К этим сегментам, в частности, мы относим легковые автомобили физлиц, такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи. Если говорить об убыточных регионах, то это, например, Челябинская и Курганская области. Для отдельных сегментов, в частности, для тракторов и спецтехники, граница тарифного коридора будет использоваться нижняя", - отметил он.
Позиция лидера - вектор вниз
Принципиально определился со своей позицией лидер рынка ОСАГО - "Росгосстрах", контролирующий треть сегмента "автогражданки". Компания приняла решение ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора при установлении новых, скорректированных цен в ОСАГО с 12 апреля этого года, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" информированный источник.
Это решение было озвучено руководством компании на ежегодном весеннем совещании директоров филиалов ООО "Росгосстрах".
В Москве и Санкт-Петербурге "Росгосстрах" планирует установить "серединные" значения тарифного коридора. В некоторых чрезвычайно убыточных регионах, таких как Дагестан, стоимость полисов ОСАГО будет устанавливаться по верхней границе тарифного коридора, увеличение стоимости ожидается в пределах 60%, сказал собеседник агентства.
В свою очередь представитель пресс-службы "Росгосстраха" аргументировал позицию компании тем, что решения по тарифам в ОСАГО "будут приняты с учетом статуса "Росгосстраха" как системообразующей компании". "Росгосстрах" работает во всех субъектах Федерации, его полисы в настоящее время имеют более 15 млн человек, то есть каждый третий автовладелец в РФ", - добавил он.
Однако не только социальная ориентированность страховщика предопределяет вектор установления цен по нижней границе коридора, убеждена главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.
"Порядок установления тарифов предусматривает использование единых значений в регионе. Это означает, что высокие тарифы для физлиц, проживающих на территории, окажутся столь же высокими и для корпоративного бизнеса", - пояснила она.
"Прежде, чем взвинтить цены, страховщикам ОСАГО потребуется много раз проанализировать структуру своего портфеля. Ошибки могут сделать компанию неконкурентоспособной при участии в тендерах юрлиц по выбору страховщиков ОСАГО", - отметила А.Долгополова.
Не стоит забывать и о том, что корпоративные портфели ОСАГО до сих пор считались одними из наиболее выгодных для страховщиков с точки зрения уровня их убыточности, сказала она.
Новые тарифы как лекарство от кризиса на рынке ОСАГО
Повышение тарифов в ОСАГО, которого как избавления ждали автостраховщики, должно, по их мнению, закрыть вопрос об убыточных и провальных, с точки зрения этого бизнеса, территориях РФ. Правда, ряд экспертов полагает, что для решения такой задачи потребуется 1-2 года.
В свою очередь регулятор ожидает вполне "джентельменского поведения" страховщиков ОСАГО по отношению к клиентам после корректировки тарифов в сторону повышения.
При этом никто не хотел бы продления агонии слабых страховщиков ОСАГО за счет обновления тарифов, предположила главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" А.Долгополова.
"Поэтому следует ожидать ужесточения контроля Банком России и Российским союзом автостраховщиков (РСА) за финансовой устойчивостью игроков ОСАГО и за дисциплиной исполнения СК обязательств перед клиентами. И регулятор, и страховщики ОСАГО в перспективе ориентированы на полную либерализацию тарифов. При этом регулятор видит достижение такой цели после переходного периода в 3-5 лет, а страховщики готовы к революции цен в ОСАГО хоть завтра", - сказала аналитик.
Она напомнила, что предшествующая корректировка тарифов в ОСАГО произошла 12 октября 2014 года в связи с увеличением лимитов выплат за вред имуществу от 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. До этого времени тарифы в ОСАГО сохранялись практически неизменными с 2003 года. Пересмотр тарифов допускается законодательством раз в 6 месяцев в 2015 году, но это не обязательно.
Согласно закону об ОСАГО, с 1 апреля этого года вступило в силу положение об увеличении лимита выплат за вред жизни и здоровью по ОСАГО со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Также упростился порядок обращения с подобными выплатами, расширился круг их потенциальных получателей. По совокупности все эти меры приведут к постепенному росту убыточности страховщиков ОСАГО, полагают эксперты.
Финмаркет