Как мы уже подробно писали ранее, осенью ОСАГО претерпело значительные изменения. Главные из них — увеличение лимитов выплат по «железу» до 400 тыс. рублей и рост тарифов на 24–30%.
Директор Алтайского филиала компании «Росгосстрах» комментирует эти изменения:
Безусловно, повышение базового тарифа — это лишь первый шаг, необходимый для нормализации ситуации на рынке ОСАГО. Теперь следующим шагом должно стать постепенное приведение тарифов в соответствие с объемом обязательств, возложенных на страховщиков новым законом, а также принятие целого ряда нормативных документов, необходимых для полноценной работы рынка.
Ситуация сегодня на рынке очень сложная. Из 200 работавших на нем компаний за 11 лет действия закона с рынка ушли около 100 страховых компаний, т. е. половина членов РСА, из них 70 — не справившись со своими обязательствами. Чтобы выровнять убыточность ОСАГО и создать нормальные условия для функционирования системы обязательного автострахования, необходимо также пересмотреть ряд территориальных коэффициентов с учетом реальной статистики аварийности. Сегодня как минимум в 30 регионах коэффициент убыточности ОСАГО превысил 100%, поэтому многие страховщики резко сократили свое присутствие на рынке ОСАГО.
Новый тариф учитывает увеличение лимитов по «железу», но не учитывает других нюансов. Во-первых, накопленная за 11 лет действия закона инфляция, из-за которой даже без роста лимитов действующий тариф требует, по нашим расчетам, увеличения на 12%. Во-вторых, планка износа снижена с 80 до 50%. В-третьих, принятие единой методики оценки ущерба может повлечь рост средней выплаты. В-четвертых, расширение применения европротокола однозначно приведет к росту мошенничества. В-пятых, осталась нерешенной проблема с тарифными коэффициентами в наиболее убыточных регионах. Если все эти факты учтены не будут, ситуация на рынке ОСАГО к лучшему не изменится. Не надо забывать, что страхование — это бизнес и как любой бизнес, оно не может работать себе в убыток.
Поэтому если необходимые меры не будут приняты, многие компании продолжат сворачивать бизнес по ОСАГО и в первую очередь уходить из наиболее убыточных регионов.
Для нас ОСАГО менее убыточно. Мы пока еще можем покрывать убытки от «автогражданки» за счет других видов страхования. Что же касается прогнозов по рентабельности, давать их мы пока не готовы. Нужно посмотреть, какие дальнейшие шаги, в том числе и в части тарифной составляющей, будут приняты регулятором.
Новый закон, безусловно, отвечает потребностям и общества, и государства, и страховой отрасли, но его принятие настолько задержалось, что проблемы успели зай-ти слишком далеко. Законопроект был подготовлен еще в августе 2012 года, только в Госдуме он пролежал более полутора лет. За это время ситуация на рынке серьезно ухудшилась, и теперь для урегулирования кризиса нужны гораздо более серьезные меры. Хотя, бесспорно, многие моменты законодательства по ОСАГО стали теперь более прозрачны, исчез ряд противоречий закона. Однако закон по-прежнему остался компромиссом между необходимым и возможным, между потребностями отрасли и популистскими устремлениями политиков.
Основное изменение состоит в том, что ответственность страховщиков серьезно увеличена, а никаких гарантий, что возросшая ответственность будет уравновешена соответствующей тарифной политикой, на сегодня нет. От недостаточных тарифов и сокращения сетей не выиграет никто, тем более не выиграет тот самый потребитель, интересы которого якобы защищаются.