Произошедшее на российском туристическом рынке можно назвать настоящей катастрофой. За полтора месяца прекратили деятельность семь операторов, причем довольно крупных: «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева», «Экспо-тур», «Интаэр» и «Нордик Стар».
За рубежом остались несколько десятков тысяч туристов с неоплаченными гостиницами и авиабилетами. МЧС вынуждено посылать за ними самолеты, а власти должны вмешиваться в ситуацию на самом высоком уровне. Разумеется, наше государство может реагировать только так, как привыкло, - ища виноватых и ужесточая правила регулирования. Премьер Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию на рынке туруслуг как «обвал», выразив обеспокоенность тем, что отрасль недостаточно жестко контролируется, и призвав МВД проверить закрывшиеся фирмы. Следственный комитет уже возбудил уголовные дела в отношении пяти обанкротившихся туроператоров по фактам мошенничества. В частности, по версии следствия, компания «Лабиринт» похитила у клиентов не менее 100 млн руб., заранее не собираясь выполнять свои обязательства. Ростуризм не исключил новых банкротств. Союз туриндустрии выдвинул предложение по обязательному страхованию турпутевок. Министр культуры Владимир Мединский сказал, что количество туроператоров в РФ будет пересматриваться, барьер входа на туррынок повышен, а взносы компаний в «Турпомощь» увеличатся, при этом появятся черные списки для неблагонадежных зарубежных отелей. На всех уровнях заговорили о недостаточном регулировании отрасли.
Между тем произошедшее по своей схеме повторяет мировой финансовый кризис 2008 г. Он, как известно, случился из-за слишком оптимистичного настроя, возникшего у банков, финансировавших сферу недвижимости.
Оптимизм побудил банкиров и строителей гнаться за темпами роста, пренебрегая рисками. В России конкуренция между туроператорами была крайне высокой, что заставляло многих участников рынка демпинговать, но он в течение многих лет подряд постоянно рос, это позволяло всем причастным к туриндустрии кредитовать друг друга, уповая на доходы грядущих лет. В итоге авиакомпании и отели соглашались на отсрочку платежей от туроператоров, а последние часто опускали цены на путевки ниже себестимости - лишь бы обеспечить высокий оборот. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин призвал отправить в отставку Владимира Мединского за то, что он сравнил туристов с мышами, соблазнившимися бесплатным сыром. Но сыр на рынке действительно был, он продавался «в счет доходов будущих периодов». «То, что сейчас происходит, накапливалось в течение нескольких сезонов, наверное, даже еще с 2008 г., - поясняет главный редактор портала Tourdom.ru Дмитрий Даниленко. - Постоянно наращивался выезд, и во многом за счет того, что туроператоры выступали спонсорами туристов».
Сегодня выяснилось, что фигурирующая в скандале компания «Оренбургские авиалинии» осуществила множество чартерных рейсов, не дожидаясь их оплаты, и только после банкротства туроператора отказалась возвращать уже вывезенных за рубеж людей на родину. Эта «дочка» «Аэрофлота» при полном попустительстве надзирающих инстанций вроде Ростуризма смогла накопить долгов от «Идеал-тура» на 1,4 млрд руб.
Фактически индустрия действительно приобретала черты пирамиды, но это не мошенническая пирамида вроде «МММ», с которой туроператоров сравнил Дмитрий Медведев, а примерно такая, которую до кризиса строили российские девелоперы, набирая банковские кредиты в расчете, что цена на недвижимость будет расти бесконечно. Однако пирамида рано или поздно должна обрушиться, и в данном случае роль спускового механизма для отраслевого кризиса сыграл рост курса иностранной валюты: цены на турпродукты сразу выросли, а число россиян, желающих поехать за рубеж, уменьшилось. Сейчас, кстати, Ростуризму и Росавиации поручено опросить туроператоров и перевозчиков и выявить компании, имеющие крупную задолженность, но, видимо, уже поздно: один и тот же кризис не повторяется дважды. Надежность финансовых схем обеспечивается не госрегулированием, а осторожностью их участников, вырабатывающейся как раз на уроках таких кризисов. Регулирование, скорее всего, будет иметь своим результатом дальнейшее сокращение числа участников рынка и рост цен на их услуги.
Глядя на туррынок, допустимо предположить, в каких отраслях может случиться аналогичный кризис. От турбанкротств уже пострадали страховщики. «К сожалению, вводимые санкции опосредованно влияют и на страховой рынок, через перестрахование, - отмечает начальник департамента адеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников. - Чем меньше страховщик, тем чаще ему нужно прибегать для перестрахования крупных рисков к западным перестраховочным емкостям. Наибольший удар может быть нанесен по корпоративному страхованию (промышленность), которое требует наибольшую емкость страховой защиты и где и без того сейчас хватает проблем (особенно демпинг)». Еще кризис может грозить отраслям, «развращенным» быстрым ростом, в результате чего там распространилось излишнее доверие участников друг другу и поставки в долг.
На наш взгляд, главным кандидатом здесь является продовольственный рынок.
Известно, что сельхозпроизводители часто берут в долг или получают авансы под еще не собранный урожай, а поставщики продовольствия должны долгие месяцы ждать денег от ритейлеров, особенно если это крупные сети. Та серьезная перестройка, что грядет на нашем рынке из-за ответных санкций против западных товаров, вполне способна стать спусковым крючком нового кризиса, поскольку снижение доли импорта уменьшит доходы сетевых супермаркетов.
Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента Nord Capital Investment Group:
«На мой взгляд, кризис в российской туриндустрии в той же степени, что и кризис в наших автомобильных системах денежного покрытия ОСАГО и каско, связан с одним и тем же феноменом, а именно с отсутствием единых правил функционирования и ответственности, а также с последующей деградацией российской индустрии страхования. На самом деле на Западе страхование крупных мероприятий, здоровья, жизни, имущества, авиаперелетов и прочего - вполне обыденная и стандартная процедура, и всегда таковой была. По факту наступления страхового случая страховщик в автоматическом режиме компенсирует клиенту все понесенные потери и связанные с ними расходы, а зачастую и моральный вред.
В России же, как известно, нужно пройти «семь кругов ада», и лишь некоторым счастливчикам удается иногда «что-то отсудить».
Я считаю, что подобное положение вещей неприемлемо, а посему работа индустрии страхования нуждается в коренном пересмотре и законодательном упорядочении».
Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам Tui Russia:
«Среди операторов уже много лет царит переизбыток: слишком много туроператоров, слишком много чартерной авиаперевозки, что никак не коррелирует с реальными объемами турпотока. До настоящего момента с этим удавалось жить, потому что рынок показывал значительный рост с каждым годом.
Но любой бизнес должен строиться на прибыли, а не на обороте. Сейчас же ситуация на рынке такая: есть ряд операторов, которые работают не на прибыли, а на обороте; их цель - продать кресла в самолете, продать отели «на гарантии» и получить деньги для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу. Результат: в туризме ключевым критерием принятия решения о покупке является цена, а не сам турпродукт. В конечном итоге эта стратегия провальна».