29
Пт, март

Агентство страховых новостей проанализировало, чего хотят от страхового законодательства авторы общественных инициатив в России

Серьезно изменить ситуацию в страховании желает не только власть, но и граждане. Больные для них вопросы – ОСАГО и каско, не обеспечивающие должной защиты, а также занижение и задержки страховых выплат. Об этом свидетельствуют общественные инициативы, с которыми граждане выступают на сайте РОИ.

 

Проект РОИ создан во исполнение указа Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Как утверждается на сайте РОИ, он нужен «для развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства». Сейчас на сайте около 1400 инициатив. Самые популярные из них:

  •  отменить право приоритетного проезда для всех автомобилей кроме транспорта спецслужб (набрала более 50 тыс. голосов),
  •  дать гражданам право защищать себя и свое имущество на своей жилой территории при помощи любых средств (около 50 тыс. голосов), отменить закон о произвольной блокировке интернет-ресурсов (более 30 тыс. голосов).

Недавно появилась первая инициатива, набравшая необходимые 100 тыс. голосов. Ей оказалась идея Алексея Навального о запрете чиновникам приобретать автомобили стоимостью более 1,5 млн р.

В нынешнее время перемен (связанных с изменением позиции Верховного суда РФ по отношению к страховщикам, масштабной реформой страхового законодательства и регулирования рынка) АСН решило попытаться выяснить, чего хотели бы от страхования сами граждане. Начать мы решили с анализа портала «Российская общественная инициатива» (РОИ), запущенного в начале апреля.

Страхованию на РОИ посвящена почти каждая сотая инициатива из примерно полутора тысяч. К сожалению, установить авторов инициатив и понять, сколько всего человек предложили страховые идеи, сайт РОИ не позволяет. Однако очевидно, что большая часть инициатив демонстрирует недовольство граждан страховщиками и страховыми продуктами. В частности, граждане предлагают (стиль, орфография и пунктуация в цитатах сохранены):

  • отменить обязательную «автогражданку». Автор настаивает на отмене закона об ОСАГО как «принуждающего к совершению коммерческой сделки и ограничивающего свободу выбора гражданина»;
  • отменить ОСАГО и заменить его обязательным автокаско. Автор предлагает разделить страховой взнос на «обязательную» и «завлекательную» части. Первая из них будет составлять 20–25 тыс. р. и позволит «компенсировать угон, ущерб и др.». Вторая будет нужна для оплаты дополнительных опций и преимуществ, «которыми каждая конкретная страховая компания будет привлекать себе клиентов»;
  • обеспечить полное покрытие ущерба от ДТП выплатой по ОСАГО. Автор предлагает увеличить страховую сумму по «железу» до 800 тыс. р., отменить учет износа, компенсировать в рамках ОСАГО утрату товарной стоимости и время простоя автомобиля;
  • регулировать страхование каско так же, как ОСАГО. «Как всем известно правила страхования КАСКО устанавливает каждая компания свои, невыплаты долгие сроки выплат присутствуют у большинства страховых компаний в России. Необходим закон регулирующий страхование автомобилей по КАСКО по аналогии с ОСАГО и нарушение данных правил влекло бы за собой приостановлении лицензии страховой компании а при многочисленных нарушениях полный отзыв лицензии страховой компании», – аргументирует свою инициативу автор;
  • «отвязать» полис ОСАГО от автомобиля. По мнению автора, такая привязка «лишена логики т.к. объектом страхования является не автомобиль, а гражданская ответственность водителя»;
  • платить в рамках ОСАГО по мелким ДТП вообще без документов всем водителям, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. «Вот вы наверняка видели как две машины, едва царапнув друг друга встают посреди дороги, создавая пробку и ждут пока приедет полиция и страховые комиссары. А оно вам надо? Ведь на то она и страховая компания чтобы страховать вас от таких мелких неудобств – и какая разница кто виноват? сегодня он, завтра – вы. Для крупных страховых компаний нет разницы – за год они примерно одинаково выплатят другим компаниям за своих «виновных» водителей и получат от других страховых компаний с их «виновных» водителей. А если оба водителя имеют ОСАГО в одной и той же страховой компании – то вообще абсурд вычислять кто виноват в ДТП – обоим страховка одинаковая выплачивается», – рассуждает автор;
  • отзывать лицензии у страховщиков, задерживающих и занижающих выплаты. «В случае, если страховая компания регулярно отказывает в выплате или занижает страховое возмещение, ФСФР должна лишить ее лицензии. Определить это очень просто: по решениям судов, обязывающих компанию выплатить или увеличить страховое возмещение. Например, после десятого подобного решения суда компания лишается лицензии», – предлагает автор.

Все эти инициативы пока далеки не только от реализации, но и от какого-либо рассмотрения. За самую популярную из них – отвязать ОСАГО от автомобиля – набралось пока только 8,8 тыс. голосов из 100 тыс. необходимых. За каждую из большей части других инициатив проголосовали не более 300 человек. Срок голосования для большинства инициатив истекает весной следующего года. Если идея наберет 100 тыс. голосов, ее должна будет рассмотреть группа экспертов федерального уровня, после чего может быть принято решение о реализации инициативы.

 

АСН