В мероприятии приняли участие представители государственных органов, профессиональных объединений страховщиков и страховых компаний Российской Федерации и зарубежных стран (в том числе – Белоруссии, Великобритании, Германии, Казахстана, Китая, Таджикистана, Украины и Франции).
Это мероприятие, самое статусное и представительное на страховом рынке, проходит ежегодно. Отличительной особенностью конференции в этом году стало проведение 5 июня 2013 года специального совместного пленарного заседания ВСС и Делового совета ШОС «Страны ШОС: укрепление экономических связей и развитие страхования».
По словам одного из модераторов заседания, исполнительного секретаря Делового Совета ШОС Сергея Канавского, хотя специальное заседание по страхованию проводится с участием этой организации только второй раз с 2008 года, ее руководство регулярно следит за темой страхования. Соведущим заседания стал Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ», обративший внимание присутствующих на повышение концентрации и уровня конкурентной борьбы на современном российском рынке.
Утром 5 июня, перед открытием конференции, состоялся очередной съезд Всероссийского союза страховщиков, на котором новым президентом ВСС был избран Игорь Юргенс. В своей приветственной речи, обращенной к участникам конференции, он отметил, что пока в текущей и планируемой деятельности ШОС вопросы страхования приоритетом не были, и этот подход следует менять, в частности, нужно, чтобы уменьшалось число искусственных препятствий для перестрахования рисков в наших странах. Что касается самого российского страхового рынка, Юргенс указал на необходимость работы над сокращением издержек, интеграцией и созданием оптимальных условий для будущего развития.
С ним согласился и заместитель руководителя ФСФР России Игорь Жук, призвавший приложить усилия по развитию рынка и его инфраструктуры, поскольку нынешний вес отрасли – всего 1,2 % ВВП – слишком мал и пока что основным элементом развития остается обязательное страхование. Жук заострил внимание на новых проблемах рынка, связанных с судебной системой, поскольку 1,5-2 миллиона дел по страхованию – это не только дополнительная нагрузка на сами суды и рост издержек страховщиков, но и неоправданное нарушение базовых принципов двусторонних правоотношений. Актуальные темы ближайшего будущего – это начало работы мегарегулятора (уже с августа 2013 года), переход к системе пруденциального надзора, контроль за обеспеченностью компаний качественными активами, снижение уровня издержек и борьба с завышенными комиссионными вознаграждениями.
Внимание участников привлек стал доклад генерального секретаря ШОС Дмитрия Мезенцева, в котором он обобщил успехи ШОС за прошедшие 12 лет и обрисовал перспективные задачи на будущее. По мнению докладчика, диалог по вопросам страхования должен касаться стандартизации и совершенствования административной и законодательной базы стран ШОС (в том числе по перестрахованию), новых инициатив в социальной сфере и частно-государственных инвестиционных проектов.
Президент РЯСП Павел Руденский поблагодарил руководителей Делового совета ШОС за данную ими высокую оценку работы Ядерного пула как одного из реально работающих проектов взаимодействия страховщиков в рамках ШОС и обобщил опыт деятельности пула. Руденский предложил также к обсуждению проект создания Промышленного перестраховочного пула, который позволил бы решить проблему нехватки емкостей на рынках стран постсоветского пространства, что позволило бы на 40 % снизить расходы на перестрахование крупных рисков.
Второй день работы конференции 6 июня начался с пленарного заседания «Новая архитектура финансового регулирования». В ключевом докладе руководителя ФСФР России Дмитрия Панкина были изложены основные изменения, которые ждут наш страховой рынок и систему его регулирования и надзора. Главное из них – переход к риск-ориентированному регулированию (в противовес прежней ориентированности на соблюдение правил), которое будет включать новые требования к внутреннему контролю и аудиту страховых компаний, ужесточение норм по качеству активов и введение элементов стресс-тестирования. Панкин указал на кардинальные различия между страховой и банковской системами в России. Задачей страхового надзора в ЦБ должно стать отслеживание финансового состояний компаний и оценка риска невыполнения ими обязательств перед клиентами, введение в практику мер более оперативного реагирования, внедрение принципа мотивированных суждений. Из опыта банковского надзора в страховую практику должны перейти, например, инструменты контроля за учредителями страховых организаций.
Генеральный директор страховой компании СОГАЗ Сергей Иванов отметил недостатки в системе саморегулирования российских страховщиков и необходимость консолидации рынка. В то же время, развитие рынка невозможно без усиления надзора, очищения рынка и ужесточения правил работы страховщиков.
С докладами выступили также представители зарубежных рынков. Борис Визиров, председатель Национальной комиссии по осуществлению государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг Украины, рассказал об опыте этой страны, уже частично реализовавшей модель мегарегулирования в сходных условиях. В отличие от России, защита прав потребителей финансовых услуг там отнесена к компетенции мегарегулятора, что снимает ряд существенных проблем.
Руководитель Международного департамента Германского союза страховщиков (GDV) Фолкер Хенке поделился опытом консолидации профессиональных объединений страховщиков в Германии, рассказал о современных принципах управления подобными структурами и осуществления лоббистской деятельности.
Выступление президента Ассоциации страховщиков Франции (FFSA) Бернара Спица было посвящено вопросам взаимодействия объединения страховщиков с финансовым регулятором в этой стране.
Вера Балакирева, заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина РФ, подробно остановилась на условиях открытия российского страхового рынка в рамках вступления в ВТО: в течение 3 лет будут сняты ограничения по доступу в сферу страхования ответственности на транспорте, 5 лет – на рынок страхования жизни и ОСАГО, планируется пересмотр квоты иностранцев в уставных капиталах с 49 до 51 %, сохраняются ограничения по доступу в сегменты, связанные с государственными закупками и субсидированием, будут отменены некоторые требования к руководителям страховых организаций и, наконец, по окончании переходного периода нас ждет снятие всех ограничений по иностранному участию в капитале и допуск филиалов иностранных компаний. Кроме того, Балакирева обратила внимание, на то, что в рамках корректировки отраслевого законодательства необходимо оптимизировать структуру лицензирования страховщиков и регламентировать надзор за группами компаний.
Президент РСА Павел Бунин привел статистические данные, согласно которым ежегодно получают выплаты по ОСАГО порядка 2,5 миллионов человек, при этом уже 8 % ДТП оформляются в рамках европротокола. За 2012 год на 16 % выросла доля случаев, урегулируемых через ПВУ, с 13 до 19 % - доля выплат по суду. Компенсационные фонды РСА уменьшились до 5,4 миллиарда рублей. Законодательные изменения, направленные на расширение покрытия по ОСАГО, являются, по мнению Бунина, обоснованной мерой только если сразу будет предусмотрен и источник новых выплат, то есть повышен тариф.
Президент НССО Андрей Юрьев связал достигнутый рост удовлетворенности получателей страховых выплат по страхованию ответственности с разработанной НССО обширной нормативной базой по ОПО и перевозчикам (27 документов, обязательных для исполнения входящими в Союз страховщиками, и 6 - в статусе методических рекомендаций). По мнению Юрьева, механизм самоорганизации страхового рынка и заключается, в первую очередь, в создании стандартов профессиональной деятельности, при этом важно добиваться исполнения стандартов не только страховщиками, но и получателями страховых услуг.
Вторая часть пленарного заседания была посвящена вопросам реализации разработанной Стратегии развития страхового рынка до 2020 года.
Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, ранее возглавлявший ВСС, остановился на вопросах участия страховщиков в системе социального страхования и пенсионного обеспечения. По его мнению, недостаточно просто уравнять страховые компании в правах с НПФ, нужны и другие стимулирующие меры. В социальном страховании сегодня есть двадцатипроцентная льгота для предприятий, проводящих профилактические мероприятия, направленные на предупреждение вреда сотрудникам, возможно, целесообразно будет и восстановление системы РПМ у страховщиков.
Генеральный директор страховой компании «Транснефть» Кирилл Бровкович проанализировал складывающуюся трехуровневую систему управления страховым рынком: мегарегулятор, союзы страховщиков, стандарты корпоративного управления в страховых компаниях. Последними должна регламентироваться основная часть работы страховщиков, а пока на практике сложилась обратная ситуация, когда большинство нормативов формируется со стороны государства, следствием чего, в том числе, стала и негативная ситуация с судебной практикой. Этап агрессивного роста за счет обязательного страхования уже пройден, поэтому нужны стимулы для страхователей.
Руководитель ERGO в России Александр Май, сравнивая рынки России и Германии, отметил высокую сложность работы в нашей системе, неоднозначность макроэкономической обстановки, наличие на рынке таких проблем, как необоснованно завышенные комиссионные (не позволяющие, по его мнению, страховщикам претендовать на повышение тарифов по ОСАГО). Александр Май предложил как можно скорее начать работу по внедрению электронного полиса ОСАГО, созданию базы страховых историй по автокаско и освоению новых полей в страховании частного имущества.
В рамках Конференции было проведено 4 тематических секционных заседания (круглых стола).
Модератором Российско-германского круглого стола по автострахованию выступил генеральный директор СК «Согласие» Сергей Савосин. Он проанализировал влияние на рынок неадекватного изменения судебной практики, поддержал идею ввода безальтернативного ПВУ как инструмента повышения качества услуг в ОСАГО и отметил необоснованность решения об отказе от повышения тарифов при увеличении лимитов по ОСАГО. В перспективе, по мнению Савосина, нас ожидает конвергенция ОСАГО и каско. Внедрение персональной страховой истории по автострахованию позволит фундаментально изменить поведение потребителей и экономику данного рынка.
В рамках этой же секции развернулась активная дискуссия после доклада директора юридического департамента ВСК Алексея Чуба, подробно рассмотревшего негативные последствия решений Верховного Суда для российского страхового бизнеса. Подобное необоснованное расширение ответственности страховщиков привело к тому, что судебная система перестала быть инструментом справедливого разрешения споров, а породила индустрию незаконного обогащения страхователей и автоюристов. До сих пор неизвестна позиция Роспотребнадзора по этому вопросу. Страховщики вынуждены предпринимать меры по изменению технологии урегулирования и в перспективе менять тарифную политику.
Круглый стол по теме «Страхование жизни – новый этап диалога» вел генеральный директор ООО «Сбербанк Страхование» Максим Чернин. Он изложил собравшимся некоторые положительные итоги совместной работы Комитета по страхованию жизни (ВСС) и Ассоциации страховщиков жизни и обратил внимание участников на несправедливое игнорирование государством потребностей развития рынка страхования жизни, невключение страховщиков в пенсионную систему, отсутствие возможностей для продажи продуктов юнит-линкд. Несмотря на то, что ни один клиент по страхованию жизни не пострадал из-за банкротств страховщиков, тогда как в автостраховании это массовая проблема, государство не доверяет страховщикам жизни, помня период расцвета налогосберегающих страховых схем. И хотя сейчас объем рынка страхования жизни не превышает 0,12 % от ВВП, а премия на душу населения всего 370 рублей в год, за накопительным страхованием жизни большое будущее.
Круглый стол по агрострахованию был организован при участии Национального Союза Агростраховщиков (НСА). Президент НСА Корней Биждов напомнил присутствующим, что во всем мире сельское хозяйство является дотационным, а организация его страховой защиты становится объектом пристального интереса государства. Поскольку по условиям вступления в ВТО никаких ограничений по субсидированию сельхозстрахования у нас нет, этот инструмент должен быть использован максимально эффективно. По мнению Биждова, то, что агрострахование теперь регулируется отдельным федеральным законом – это положительный факт, но требуется развитие и технологического сопровождения агрострахования.
В секционном заседании «Страхование ответственности – тенденции, проблемы, перспективы развития» приняли участие представители госорганов, Национального союза страховщиков ответственности и страховых компаний. Обсуждались вопросы изменения нормативной базы по страхованию туроператоров, развития системы страхования ОПО и перевозчиков, различные аспекты взаимодействия государства и страховых компаний.