Верховный суд сформулировал свою позицию по спорным случаям, возникающим в страховании автокаско, встав на сторону граждан, следует из обзора Верховного суда по отдельным вопросам судебной практики по добровольному страхованию имущества граждан.

Верховный суд в ходе анализа судебной практики выявил отсутствие единого подхода судов к рассмотрению исков, связанных с учетом амортизации при расчете выплаты при полной гибели автомобиля, с обязанностью произведения страховой выплаты при управлении автомобилем водителем, не вписанным в полис каско, а также с отнесением утраты товарной стоимости транспортного средства к реальному ущербу, а также с рядом других проблем.

Включение в договоры страхования условий о возмещении ущерба с учётом износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств не основано на законе, считает Верховный суд.

Нормами гражданского законодательства не предусмотрена выплата страхового возмещения в случае "полной гибели" транспортного средства за вычетом суммы амортизационного износа и остаточной стоимости транспортного средства, наличие данного положения в договоре страхования средств автотранспорта или в правилах добровольного комплексного страхования автотранспортных средств противоречит федеральному закону, что недопустимо, отмечается в обзоре.

Управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, не освобождает страховщика от выплаты страхового возмещения по риску "ущерб", говорится в документе.

Обстоятельства, освобождающие страховщика от выплаты страхового возмещения, предусмотрены статьями 961, 963, 964 ГК РФ. Учитывая, что такого основания для освобождения от выплат страхового возмещения, как отсутствие в страховом полисе указания на лицо, допущенное к управлению автомобилем, которое управляло им в момент ДТП, ни нормами ГК РФ, ни иным законом не предусмотрено, включение данного условия в договор страхования является противоречащим нормам ГК РФ и, соответственно, оно применяться не должно, разъясняет Верховный суд.

Верховный суд считает, что страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения в случае, если страхователь после наступления страхового случая и оценки страховщиком стоимости восстановительных работ произвел ремонтные работы в целях восстановления застрахованного имущества (например, произвел ремонт автомашины), стоимость которых превысила размер восстановительного ремонта, определенного страховщиком по договору каско.

Утрата товарной стоимости транспортного средства является реальным ущербом и подлежит возмещению по договору добровольного страхования транспортного средства, говорится в обзоре.

При этом, по мнению ВС, УТС не может быть признана самостоятельным страховым риском, так как она является составной частью страхового риска "ущерб", поскольку при наступлении страхового случая входит в объем материального ущерба, причиненного транспортному средству в связи с повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору добровольного страхования, резюмирует Верховный суд.

Стоит также отметить, что в обзоре был рассмотрен типичный случай отказа в страховой выплате при непредставлении страхователем паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации автомобиля, либо комплекта ключей. Верховный суд уже формулировал свою позицию в обзоре судебной практики за второй квартал 2012 года и подтвердил ее снова, что в этом случае страховщик обязан выплатить страховое возмещение.

 

Прайм Страхование

 

Читайте также...

WTW запускает климатическую аккредитацию, чтобы помочь компаниям получить страховое покрытие

06-05-2021 Просмотров:578

WTW запускает климатическую аккредитацию, чтобы помочь компаниям получить страховое покрытие

Willis Towers Watson (WTW) запустил систему климатической аккредитации, которая поможет предоставить квалифицированным...

Insurance Europe призывает к реформированию директивы ЕС по НДС

06-05-2021 Просмотров:691

Insurance Europe призывает к реформированию директивы ЕС по НДС

Insurance Europe просит реформировать директиву ЕС по НДС, называя ее устаревшей и...

Внедрение киберстрахования в МСП остается на низком уровне по мере…

06-05-2021 Просмотров:565

Внедрение киберстрахования в МСП остается на низком уровне по мере роста премий

Почти половина небольших компаний не планирует покупать страховку от киберрисков, несмотря на...

COVID-19 создает новые риски в цепочке поставок, угрожающие устойчивости: BSI

06-05-2021 Просмотров:706

COVID-19 создает новые риски в цепочке поставок, угрожающие устойчивости: BSI

Covid-19 создаст новые риски для цепочки поставок для предприятий в 2021 году...

Выпуск катастрофных облигаций сократился в первом квартале

06-05-2021 Просмотров:536

Выпуск катастрофных облигаций сократился в первом квартале

Согласно отчету Aon Securities, лимит облигаций на случай стихийного бедствия, размещенных в...

Компания Direct Insurance проводит ребрендинг и объединяется под брендом Aventum

06-05-2021 Просмотров:655

Компания Direct Insurance проводит ребрендинг и объединяется под брендом Aventum

Глобальный специализированный страховой бизнес Direct Insurance Group был реструктурирован и переименован в...

Ferma просит страховую отрасль объединить усилия в поиске решений по…

05-05-2021 Просмотров:576

Ferma просит страховую отрасль объединить усилия в поиске решений по борьбе с пандемией

Ferma призвала страховую отрасль сотрудничать с риск-менеджерами для разработки общеевропейского решения по...

Американские и бермудские перестраховщики адаптируются к более высоким затратам на…

05-05-2021 Просмотров:782

Американские и бермудские перестраховщики адаптируются к более высоким затратам на травмы в Великобритании: Fitch

Аналитики Fitch Ratings полагают, что перестраховщики в США и на Бермудских островах,...