Со следующего года страховщики начнут рассчитывать стоимость полиса ОСАГО с учетом наличия или отсутствия ДТП, виновником которых стал водитель. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже готовы запустить систему обмена данными, которая объединит всю информацию об опыте вождения автовладельцев для расчетов бонусов и «малусов» при оформлении страховки.
Российский союз автостраховщиков готов с начала следующего года намерен ввести в действие электронную базу данных для расчетов стоимости ОСАГО. По словам представителей РСА, с 1 января при продаже полиса страховщик будет обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу и проверить коэффициент «бонус-малус». Все страховые компании, которые занимаются продажей полисов обязательного автострахования, уже протестировали систему и готовятся передать данные о страховых случаях по договорам ОСАГО за последние два года.
Учет коэффициентов «бонус-малус» предусмотрен законодательством с момента введения обязательного страхования автогражданской ответственности. Во многих странах власти так пытаются стимулировать водителей, чтобы снизить количество ДТП. «Малус» получает только виновник аварии. На бонус водитель может рассчитывать при отсутствии таковых.
В российской практике «малусы» не удавалось применять в полном объеме, поскольку автовладельцы легко уклонялись от них, просто меняя страховую компанию. Поэтому расчет стоимости полиса ОСАГО базировался прежде всего на технических характеристиках автомобиля и стаже его владельца.
«Нововведение РСА изменит всю тарификацию ОСАГО и повлияет на стоимость каско. Система расчетов станет прозрачной», — уверена первый заместитель гендиректора страхового дома «ВСК Страхование» Елена Веневцева.
Гендиректор СГ МСК Сергей Савосин опасается, что главная проблема при использовании системы будет сугубо технической: закон предусматривает обмен информацией в режиме онлайн, не регулируя ситуации, когда работа в таком режиме невозможна. Поэтому, по его словам, закон об ОСАГО нуждается в срочных корректировках. Г-н Савосин не исключает, что в первые 15 дней работы с новой системой страховщики столкнутся с техническими проблемами и им потребуется время, чтобы во всем разобраться.
Как считает руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, введение новых правил еще не гарантирует исполнение. «Не исключено, что недобросовестные страховые компании, желая привлечь клиентов, начнут закрывать глаза на случившиеся аварии», — говорит он. По словам эксперта, подобные прецеденты уже были: скидки при оформлении ОСАГО незаконны и сейчас, но некоторые компании готовы их предоставить клиентам.
По словам участников рынка, иногда компании готовы предложить водителям до 5% скидки на полис в виде бонуса за год безаварийной езды. Насколько подорожает автострахование для тех, кто за год один раз или больше побывал в ДТП, ни в РСА, ни в страховых компаниях пока не комментируют. Между тем, как заявил РБК daily Сергей Савосин, страховая история автовладельцев может быть использована и для расчетов каско после соответствующих доработок системы.