Автолюбители США считают, что при расчете цены страховки принимать во внимание такие факторы, как уровень образования, род деятельности и отсутствие страховой истории, нечестно, свидетельствуют данные опроса Consumer Federation of America (CFA).
"Страховщики в своих расчетах могут использовать такие факторы, как образование и род занятий, хотя они ничего общего с непосредственным вождением не имеют и дискриминируют водителей с низким уровнем дохода", – заявил исполнительный директор федерации Стивен Бробек. По его мнению, премии должны в основном отражать такие факторы, как дорожные происшествия, превышение скорости и пройденный километраж. "Т.е. те, на которые водитель может повлиять, и от которых зависит стоимость страхования", - добавил он.
В опросе, которое проводилось в июне, приняли участие более тысячи американских водителей. Кроме этого, федерация использовала в работе сайты пяти крупнейших автостраховщиков, задав им одинаковые параметры для расчета страховки – минимальное покрытие для 35-летней женщины с хорошей страховой историей в пяти городах с учетом таких характеристик, как семейное положение, уровень образования, род деятельности, недвижимость в собственности и другие.
Среди компаний, чьи сайты использовались, - State Farm, Allstate, GEICO, Progressive и Farmers. Именно на них приходится более половины рынка автострахования частных лиц. Среди заданных городов – Балтимор, Майами, Луисвилл, Хьюстон и Лос-Анджелес.
Сравнительная выборка показала, что дороже всего страховка обойдется одинокой женщине – кассиру или клерку – со средним уровнем дохода, законченным средним образованием и нестабильной страховой историей. CFA получила 25 ответов (пять компаний в пяти городах) и проанализировала их. В большинстве случаев страховка превысила отметку в тысячу долларов, в некоторых и вовсе 2 тысячи долларов. Тем не менее, четыре из пяти компаний отметили, что в Лос-Анджелесе страховка при таких "показателях" обошлась бы в 616-810 долларов.
"В калифорнии такие низкие цены, потому что этот штат регулирует ценообразование в автостраховании эффективнее, чем в других", - отметил директор по страхованию CFA J. Robert Hunter. По его словам, здесь страховщики ограничены в использовании "сторонних" факторов при расчете страховки.
Анализ показал, что если при расчете страховки менять эти "сторонние" факторы, то цена продукта снижается значительно – в большинстве случаев в два раза.
Федерация поинтересовалась у автовладельцев, от каких критериев, по их мнению, страховщикам нужно отказаться. Потребители выделили шесть факторов из 11 – гендерный принцип, кредитная история, уровень образования, отсутствие страховой истории из-за того, что у страхователя до этого не было автомобиля, род деятельности и территория проживания.
В то же время автовладельцы согласились с использованием таких критериев, как ДТП, нарушение правил дорожного движения, стаж и количество "накатанных" водителем миль.
По словам представителя федерации, только 31% респондентов согласны с использованием такого критерия, как уровень образования, 33% сказали "да" роду деятельности при расчете цены страховки. С другой стороны, 87% за то, чтобы учитывать ДТП с участием страхователя, 85% - брать в расчет случаи нарушения правил дорожного движения.
Ответы потребителей на вопрос, насколько честно использовать в расчете страховки следующие критерии?
Таблица без названия Критерии Всегда/иногда, % ДТП по вине страхователя 87 Нарушение ДТП, превышение скорости 85 Стаж 74 Возраст 66 Число "накатанных" миль 61 Место проживания 45 Род деятельности 33 Отсутствие страховой истории из-за отсутствия авто 32 Уровень образования 31 Кредитная история 31 Гендерный принцип 30