26
Вт, нояб

Страховой рынок РФ вырастет к 2020 г почти в 5 раз до 3,8 трлн руб

Страховой рынок России вырастет к 2020 году до 3,847 триллионов рублей с 817 миллиардов рублей в 2012 году, а доля страховых премий в ВВП - до 5% с 1,3%. Такие целевые показатели предусмотрены Минфином в проекте государственной программы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра".

В соответствии с документом, доля страховых премий в ВВП будет расти неравномерно в разные годы. Так, в 2013 году рост составит 0,2 процентных пункта до 1,5% ВВП, в 2014 году – 0,3 процентных пункта до 1,8% ВВП, в 2015-2018 годах – ежегодно на 0,5 процентных пункта до 3,8% ВВП в 2018 году, и на 0,6 процентных пункта ежегодно в 2019 и 2020 годах.

Минфин прогнозирует, что средняя страховая премия на душу населения вырастет с 5,69 тысячи рублей в 2012 году до 26,77 тысяч рублей в 2020 году.

КАК ДОСТИЧЬ ЦЕЛЕЙ

Развитию системы страхования будет способствовать повышение качества предоставляемых страховых услуг, обеспечение защиты интересов потребителей страховых услуг и надлежащее исполнение страховыми организациями принятых обязательств по договорам страхования.

В целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций планируется повышение качества активов и собственных средств страховых организаций, осуществление комплексной оценки рисков и достаточности активов для исполнения принятых обязательств.

В целях стимулирования граждан и предприятий к заключению договоров страхования следует законодательно закрепить обязанность страховщиков информировать потребителя об условиях страхования, страховых тарифах, разъяснять условия заключаемого договора страхования, раскрывать информацию о своей деятельности. Данная мера направлена на популяризацию страхования, а также позволит оценить потребителям предлагаемые страховые продукты.

Основной причиной невысокой востребованности страхования является низкий уровень доходов и финансовой грамотности населения. Для решения этой проблемы предлагается развивать специальные страховые услуги, ориентированные на потребителей с невысокими доходами и предусматривающие использование общих принципов предоставления таких страховых услуг, упрощенный порядок заключения договоров, в том числе и урегулирования убытков.

Повышению доступности страховых услуг также будет способствовать обеспечение возможности удаленной реализации страховых продуктов посредством информационно-телекоммуникационных сетей и заключение договора страхования посредством электронного документа.

Минфин предлагает провести поэтапную унификацию размеров страховых сумм в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, а также законодательно закрепить единые подходы к определению размера ущерба, причиняемого жизни, здоровью потерпевших, а также выработать единые подходы и методики к определению размера убытков, вызванных повреждением имущества. При этом планируется систематически (не реже одного раза в пять лет) проводить корректировку размеров страховых сумм и компенсаций с учетом изменения уровня жизни.

Государственная политика в сфере развития страховой отрасли на среднесрочную перспективу будет исходить из принципа гармонизации соотношения обязательного и добровольного страхования. Введение новых видов страхования в обязательной форме возможно только при наличии высокого уровня риска, представляющего угрозу для большого числа объектов.

В целях стимулирования развития накопительных видов страхования будет активизировано участие страховщиков в привлечении средств населения и решении социально значимых государственных задач, например, посредством включения страховщиков в систему пенсионного страхования на условиях, равных с негосударственными пенсионными фондами.

В рамках стимулирования интереса граждан и хозяйствующих субъектов к заключению договоров страхования имущества, в том числе на случай стихийных бедствий и катастроф, необходимо повышение ответственности собственников и владельцев имущества за причинение вреда третьим лицам в результате эксплуатации имущества, в том числе арендуемого; создание эффективного механизма распределения рисков, в том числе на основе перестрахования; формирование системного подхода к осуществлению компенсаций ущерба, причиненного в результате стихийных бедствий и катастроф, путем четкого определения границ государственной помощи при наступлении таких событий.

Дополнительным инструментом защиты прав и законных интересов страхователей – физических лиц может стать создание органа досудебного рассмотрения споров (финансовый омбудсмен), целью которого является разрешение спорных ситуаций, поиск компромиссного решения по урегулированию конфликтных ситуаций и выработка мирового соглашения между участниками спора.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРА

Программа предусматривает совершенствование содержания, форм и методов контроля и надзора за деятельностью участников страхового дела.

Планируется совершенствование института страхового надзора путем сочетания методов оценки рисков, влияющих на деятельность страховых организаций, и количественных нормативов финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

Система санкций, применяемых органом страхового надзора к субъектам страхового дела, должна основываться на основе принципа соразмерности наказаний степени тяжести нарушения.

Страховой надзор должен перейти на непрерывный мониторинг финансового состояния страховых организаций, результатов их деятельности, позволяющий принимать решения о применении санкций к субъектам страхового дела с учетом влияния различных факторов и рисков на состояние финансового положения субъектов страхового дела.

Методы и принципы страхового надзора должны быть постепенно гармонизированы с международными стандартами и рекомендациями .

В настоящее время в условиях либерализации экономики и снижения административных барьеров возрастает роль объединений субъектов страхового дела, в частности, созданных на основе саморегулирования.

Использование полномочий и инструментария саморегулируемых организаций позволит дисциплинировать участников страхового рынка, своевременно принимать меры воздействия в отношении нарушителей законодательства, задействовать экспертный потенциал для поиска решения актуальных проблем развития страховой отрасли.