Несмотря на то, что на рынке авиастрахования сохраняется неопределенность и проблемы, на данный момент рыночные условия относительно стабильны и останутся такими в краткосрочной перспективе, утверждает Gallagher Specialty Plane Talking в своем ежеквартальном обзоре авиации.
По словам брокера, рынок авиастрахования остается тонко сбалансированным, и различные факторы продолжают действовать и влиять на настроения в сфере андеррайтинга, включая неопределенность в отношении исхода и потенциального размера потерь в результате российско-украинского конфликта, проблемы вокруг Boeing MAX, а также геополитической нестабильности, усиления напряженности и продолжающихся конфликтов во всем мире.
«Глобальный конфликт и военные действия привели к некоторым дорогостоящим потерям по рискам войны для покрытия корпусом воздушного судна за последние 24 месяца, и страховщики отреагировали повышением ставок и ужесточением покрытия. Рынок военных рисков очень реактивен, и нынешняя повышенная напряженность и глобальная нестабильность, вероятно, будут продолжать оказывать давление на этот класс в обозримом будущем», — отмечает брокер.
Он добавляет, что, хотя повышение ставок перестрахования с 1 января 2024 года смягчилось по сравнению с уровнями 2023 года, прямые страховщики все же испытали еще одно последовательное увеличение ставок при продлении перестрахования.
«Несмотря на эти проблемы и сохраняющуюся неопределенность рынка в отношении потенциальных убытков, на данный момент большинство страховщиков придерживаются взвешенного подхода, ожидая увидеть, как будут развиваться события. Рыночная ситуация сложна, поэтому определенная осторожность может показаться разумной для покупателей страховок, а ранняя покупка может оказаться привлекательным вариантом для тех, кто хочет застраховаться от рыночной неопределенности и перспективы более сложной ситуации», — говорит Gallagher.
Уровни емкостей увеличились за последние 12 месяцев, хотя фактическая задействованная емкость сильно варьируется в зависимости от склонности к риску отдельного андеррайтера/компании. «Уровни емкости являются самыми высокими для прибыльных рисков с хорошим коэффициентом убыточности и для рисков с низким лимитом ($1 млрд). Напротив, те авиакомпании, которые приобретают более высокие лимиты, имеют более высокие риски ответственности (например, в США) и/или имеют более высокий коэффициент убытков (≥50%), обычно обнаруживают более низкие уровни покрытия и меньше вариантов», — говорится в сообщении.
Что касается сектора авиации общего назначения, говорит Gallagher, первый квартал года, похоже, показывает, что аппетиты страховщиков изменились: значительные ресурсы были выделены на сосредоточение внимания на бизнесе авиации общего назначения, и все индикаторы указывают на дальнейшее смягчение ставок в течение 2024 года, при этом многие страховщики готовы предложить многолетние сделки для поддержания доходов.
«Значительное увеличение доступных емкостей в секторе в 2023 году имело неизбежный эффект в виде снижения ставок в большинстве направлений бизнеса. Эта тенденция, похоже, сохранится и потенциально ускорится, поскольку страховщики пересматривают свои бизнес-планы на 2024 год в сложных условиях. Многие страховщики аэрокосмических рисков стремятся диверсифицировать свои портфели, достигнув точки насыщения в авиационном секторе, и авиация общего назначения предоставляет прекрасную возможность для этого», — отмечает брокер.
Брокер добавляет, что он видел интерес ряда высокопоставленных сотрудников страховщиков в этом секторе, «предполагая, что интерес к бизнесу авиации общего назначения является долгосрочной игрой и что в обозримом будущем будут доступны значительные емкости».
В сообщении брокера говорится, что инфляция претензий, связанная с увеличением стоимости самолетов, ростом затрат на ремонт и ростом выплат по ответственности, является ключевой проблемой для страховщиков гражданской авиации – в частности, социальная инфляция и увеличение частоты вынесения крупных судебных решений. Gallagher отмечает, что то, что когда-то считалось «ядерным вердиктом» (> $10 млн) около пяти лет назад, теперь, по-видимому, стало обычным явлением, и компенсации, превышающие $100 лн, регулярно рассматриваются, особенно в судах США.
По мнению брокера, рынок авиационных каско, похоже, достиг определенного уровня после значительного повышения ставок для большинства операторов в 2023 году. Страховщики размещают емкости на каско, чтобы дополнить свои предложения по каско и ответственности. Однако продолжающиеся конфликты по всему миру и растущая напряженность в Азии побуждают страховщиков быть более избирательными в андеррайтинге, говорит брокер.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz