Минтранс РФ подготовил серьезные изменения в постановление правительства, на основании которого проводилось экстренное замещение перестраховочными емкостями Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) всех бывших иностранных перестраховщиков по договорам авиализинга после введения антироссийских санкций.
Проект предложенных корректировок опубликован на сайте государственной правовой информации, он направлен на устранение конфликта действующих норм.
Этот конфликт обозначился после принятия постановление правительства от 19 марта 2022 года № 412 «Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей в 2022 году». На базе этого постановления должно было осуществляться замещение выбывшей перестраховочной защиты по договорам авиализинга на защиту РНПК.
Практика показала, что ряд положений этого постановления оказались неисполнимыми, «возникли проблемы, связанные с экстренным замещением емкостями АО РНПК всех бывших иностранных перестраховщиков на основании введения антироссийских санкций», говорится в пояснительной записке к проекту документа.
В частности, неисполнимым оказалось требование о замещении перестраховочной защиты на условиях, «эквивалентных условиям действующих договоров авиализинга» (заключенных ранее с участием иностранных перестраховщиков, именно они первыми «вышли из игры» - прим. ИФ).
Формулировку постановления «на условиях, эквивалентных условиям, предусмотренным договором, за исключением условия об уровне кредитного рейтинга страховой и перестраховочной организации по международной рейтинговой шкале (при наличии такого условия)» новым проектом документа правительства предложено «исключить».
Это изъятие позволит обойти некоторые требования эквивалентности ранее заключенным договорам авиализинга, в том числе теперь не потребуется «согласовывать изменения» с авиационными «лизингодателями».
«Перестрахование рисков передано в РНПК в полном объеме без согласования с лизингодателями, что уже не соответствует требованиям ряда текущих лизинговых договоров», - отмечается в пояснительной записке к проекту постановления. Также обходится требование лизингодателей к составу участников и организаторов перестраховочной защиты.
В оригинальных договорах авиализинга есть положения о том, что перестрахование должно осуществляться «через брокеров и страховщиков, признанных авторитетными» по мнению арендодателя, «которые обычно привлекаются к авиационному страхованию на страховом рынке Лондона», отмечается в пояснительной записке к проекту изменений.
Состав перестраховочной защиты по договорам авиализинга при замещении РНПК выбывших авиаперестраховщиков также меняется. «АО РНПК вынуждено было исключить из покрытия риски, связанные с арестом, конфискацией и национализацией воздушных судов, что формально изменяет страховое и перестраховочное покрытие», - говорится в пояснительной записке.
Исключения из покрытия вызваны увеличившимися «рисками предъявления требований иностранными собственниками в адрес страховщиков и АО РНПК в связи с невозвратом воздушных судов, находящихся на территории РФ, а также повышения рисков ареста воздушных судов, находящихся в собственности авиационных компаний РФ, при нахождении таких воздушных судов за пределами РФ».
Принятие проекта постановления с изменениями позволит устранить ситуацию, в которой неизбежно «создаются риски формального нарушения положений постановления правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 года № 412». Оно «не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов», говорится в документе.
Как сообщалось ранее, введение экономических санкций против РФ сильно и сразу ударило по авиаперевозчикам, лизингодатели потребовали возврата самолетов в связи с увеличением рисков пребывания их на территории РФ. Одновременно возникала проблема, связанная с рисками неисполнения западными перестраховщиками обязательств по заключенным договорам защиты в рамках авиализинга. Эту проблему прямые авиастраховщики в РФ начали решать с РНПК путем замещения программы перестраховочной защиты, где перестраховщиком оказалась РНПК. Они преуспели в этом по существу, однако требование эквивалентных оригинальным условиям новых договоров не могло быть исполнено. Эти формальные препоны устраняются корректировкой нормакта и позволят гармонизировать процедуру замещения РНПК в действующих договорах авиализинга.
Источник: Финмаркет