Более быстрому развитию онлайн-сегмента в страховании мешают отсутствие единых цифровых стандартов и недостаточная осведомленность потребителей, например, о внедренных суперсервисах вроде мобильного приложения помощника ОСАГО, рассказал во вторник на "Форуме страховых инноваций" руководитель Службы по защите прав потребителей и повышению доступности финансовых услуг Банка России Иван Козлов.
"Здесь вопрос чисто информированности и объема знаний. Также ряд потребителей жалуются на недостаточный уровень поддержки клиентов при взаимодействии со страховщиками по удаленным каналам. Надо понимать, что это особенно касается урегулирования убытков <...>. Поэтому вопрос, чтобы сайты, мобильные приложения постепенно прививались в общественное сознание и за счет этого приводили к росту продаж страховщиков и к экономии на урегулировании убытков. Это все нужно людям "на берегу", то есть до наступления страховых случаев как-то транслировать, чтобы люди были осведомлены, чтобы у них все это работало, чтобы приложения были установлены, чтобы сайты были под рукой, чтобы все всё знали", - рассказал Козлов.
В своем выступлении он привел статистику Банка России за 2020 год, согласно которой во втором квартале, в самый пик пандемии, доля онлайновых продаж в страховании составляла 6%. Однако после снятия жестких ограничительных мер доля снизилась до 5% в четвертом квартале 2020 года.
"Мы видим определенные проблемы в доступности, не все страховщики предлагают дистанционные сервисы. При этом мы считаем, что те, кто их активно разрабатывает и внедряет, это те компании, которые в будущем будут иметь существенное конкурентное преимущество. Но сейчас не все клиенты знают, что у компаний есть дистанционные сервисы в цифровом поле, и поэтому, когда нет единообразия, ты не знаешь, есть или нет, и люди используют офлайн-каналы, что в целом на цифровизации сказывается", - подчеркнул представитель регулятора.
По словам гендиректора ассоциации "Финтех" Татьяны Жарковой, в Китае 24% от общего дохода страховых взносов приходится именно на компании, которые работают в режиме онлайн-взаимодействия с клиентом, что "говорит нам о том, что у российского рынка есть огромный потенциал для роста интернет-продаж". Однако пока для бурного развития есть барьеры.
"Первый - это, конечно, отсутствие 100%-ного цифрового сервиса. Неполный процесс у нас, к сожалению, может происходить онлайн. Отсутствие стандартных форм документов не позволяет сделать процесс полностью в автоматическом режиме", - рассказала Татьяна Жаркова.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс привел данные, что в настоящее время в России цифровыми услугами страхования пользуется уже 40% людей, причем молодая часть аудитория демонстрирует более высокий уровень доверия, а 60% и более россиян готовы полностью перейти на цифровой формат взаимодействия.
По словам главы ВСС, в 2020 году была открыта возможность авторизации клиентов страховых услуг через портал "Госуслуги", а также появилась возможность кратковременного страхования имущества от 1 до 10 дней и осуществления регулярных платежей за страховку с банковской карты.
Источник: Финмаркет