ФСФР обнародовала проект регламента по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности страховщика. Эксперты считают, что признаки неплатежеспособности сформулированы в регламенте в слишком общем виде и потому документ вряд ли будет эффективен.
Согласно проекту регламента, к признакам неплатежеспособности страховщика относятся:
- неисполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты; ненадлежащее исполнение этой обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным решением, а также неисполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам;
- неисполнение обязанности по обязательным платежам в срок свыше 10 рабочих дней со дня возникновения такой обязанности;
- неоднократное в течение 12 месяцев нарушение нормативных требований к марже платежеспособности и размещению резервов и собственных средств;
- отзыв и приостановление лицензии или ограничение ее по обязательным видам страхования.
Согласно регламенту, в случае выявления проблем с платежеспособностью страховщик обязан сам составить план ее восстановления и направить его в ФСФР в течение 15 дней. Служба же должна в течение 30 рабочих дней принять решение о том, нужно ли назначать в компании временную администрацию, а также следует ли провести в компании выездную проверку. Если страховщик не известил службу о проблемах с платежеспособностью, то ФСФР при выявлении этих проблем обязана сама в течение 15 дней назначить в компании временную администрацию. О назначении временной администрации ФСФР объявит на своем сайте.
Признаки неплатежеспособности, перечисленные в регламенте, повторяют те, которые установлены действующим законом о банкротстве. По мнению опрошенных АСН экспертов, они недостаточно конкретизированы, чтобы дать хороший эффект на практике.
Так, партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат считает, что условия применения нормы о неисполнении в срок обязанности по осуществлению страховой выплаты должны быть конкретизированы и количественно, и качественно. Например, речь может идти о применении санкций при определенном количестве немотивированных отказов в выплате, подтвержденных решением суда.
Отслеживание нарушений требований к нормативам маржи платежеспособности и размещению резервов и собственных средств также вряд ли поможет предотвратить банкротство страховщика. «Проблема с официальной отчетностью в том, что ее можно фальсифицировать», – считает заместитель гендиректора «Эксперта РА» Павел Самиев. «Помимо предусмотренных официальной отчетностью, должны быть еще какие-то нормативы и контрольные точки, несоблюдение которых влечет для надзора возможность выйти к страховщику с проверкой», – полагает он.
Документ также описывает порядок продажи и передачи портфеля, порядок действий временной администрации, права страхователей и обязанности страховщика в случае отзыва у компании лицензии.
Проект регламента проходит антикоррупционную экспертизу до 27 мая.