02
Чт, мая

Опиоидная эпидемия болеутоляющих средств может угрожать Европе

images farmПоскольку на производителей лекарств возложена ответственность за «подогрев» эпидемии опиоидов в США, может показаться, что им нечего бояться в Европе, где, как часто полагают, злоупотребление опиоидами не так широко распространено.

Европейский Союз, тем не менее, должен внимательно посмотреть на данные и сделать свой собственный шаг против безответственного маркетинга опиоидных болеутоляющих средств.

В своем отчете за 2019 год Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании с некоторой гордостью заявил, что Европа предотвратила распространения того вида опиоидов, вызвавших катастрофу для общественного здравоохранения в США, путем введения «прагматических мер по снижению вреда и лечению». Более вероятно, однако, что ЕС не в состоянии собирать и тщательно анализировать те же самые данные, которые предоставляют американским наблюдателям четкую картину наличия и распространения эпидемии опиоидов.

В прошлом месяце центр мониторинга опубликовал свои последние данные о смертности от наркотиков в Европе. Они показывают, что опиоиды являются группой лекарств, ответственной за подавляющее большинство таких смертельных случаев. Но, поскольку он собирает данные из 30 стран (государств-членов ЕС плюс Норвегия и Турция), центру мониторинга было сложно обобщать статистические данные о том, какие конкретные наркотики становятся причиной смертей по всему континенту. Чтобы получить лучшее представление о том, что происходит, нужно изучить национальные данные, которые часто могут быть запутанными и бесполезными для трансграничных сравнений.

Данные по конкретной стране часто показывают четкую тенденцию к более широкому использованию рецептурных опиоидов.

По данным Европейского центра мониторинга наркотиков, в Норвегии на героин приходилось почти половина смертей от наркотиков в 2006 году; в 2017 году - последнем году, по которому имеются данные, его доля сократилась до 20%, а синтетические опиоиды появились из ниоткуда как причина 17% смертей. Вероятная причина? Увеличение на 279% назначений оксикодона и увеличение на 218% назначений трамадола пациентам-мужчинам в период с 2006 по 2016 гг.

В Великобритании расследование BBC, проведенное в прошлом году, выявило столь же тревожный рост количества опиоидных рецептов в период между 2007 и 2017 годами и тенденцию к росту смертности от опиоидов.

На прошлой неделе отчет в почтенном британском медицинском издании Lancet показал, что в Нидерландах та же проблема. Там число потребителей опиоидов по рецепту почти удвоилось до 7 489 человек на 100 000 жителей в период с 2008 по 2017 год, главным образом из-за того, что количество пользователей оксикодоном выросло в четыре раза. За тот же период число случаев госпитализации, связанных с опиоидами, утроилось, при этом героин упоминался все реже и реже в качестве основного интоксиканта; и в 2014 году уровень смертности от опиоидов начал расти.

Данные Международного комитета ООН по контролю над наркотиками показывают, что, хотя потребление опиоидов, отпускаемых по рецепту в США, являющимся мировым лидером по их употреблению, снижается, этого нельзя сказать о ряде европейских стран. Там, похоже, врачи попали в ту же ловушку, что и их американские коллеги, по продаваемым тем же лекарствам теми же фармацевтическими компаниями.

Уровень смертности от наркотиков в Европе не такой тревожный, как в США (хотя есть некоторые исключения - например, в Шотландии), отчасти потому, что более разумный подход континента к заместительной терапии и другим формам снижения вреда позволил обеспечить уменьшение смертности от употребления героина. Это имеет тенденцию создавать ложное чувство безопасности. Существует задержка между ростом потребления и ростом смертности, и некоторые европейские страны могут столкнуться с очевидными собственными эпидемиями, прежде чем регуляторы и политики заметят, как это произошло в США.

Исторически, врачи в большинстве европейских стран занимали более жесткую позицию в отношении боли, чем их американские коллеги: они не были так готовы назначать опиоиды. Одна из причин этого заключается в том, что они не подвергаются такому давлению со стороны активистов, которые настаивают на том, что облегчение боли является правом человека. Рекомендации по рецепту более строгие и более тщательно соблюдаются, и страховые компании не решаются покрывать определенные виды лечения. Но когда врачи реагируют на маркетинговые усилия фармацевтических компаний, все начинает быстро меняться: пациенты начинают требовать свой опиоид, а врачам, которые часто перегружены работой, все труднее и труднее отказаться.

Европа не должна испытывать чрезмерной гордости за то, что избежала чрезвычайной ситуации в американском стиле. Пришло время унифицировать стандарты сбора и анализа данных, чтобы было ясно, какие страны сталкиваются с опасными изменениями в том, как врачи справляются с болью. Также пришло время взглянуть на европейскую практику тех же фармацевтических компаний, которые признаны виновными в сверхагрессивном маркетинге опиоидов в США. Контроль за ущербом должен предвосхищать, а не следовать всплескам статистики смертности.

 

Подготовлено порталом Allinsurance.kz