В России падают продажи инвестиционного страхования жизни и растет популярность классических накопительных программ. Граждане хотят защитить себя и близких, а рисковать уже не готовы, говорят эксперты.
Инвестиционное страхование жизни, которое двигало рынок на протяжении последних восьми лет, ушло в минус. По итогам шести месяцев его доля сократилась на четверть - до 46 процентов, рассказали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
Доля накопительного страхования, напротив, увеличилась почти вдвое - до 23 процентов. Этот сегмент стал лидером по скорости роста сбора премий.
Влияние на спад продаж инвестиционного страхования, как и ожидалось, оказали принятые в начале года стандарты работы страховщиков жизни (у них появилась обязанность раскрывать клиентам полную информацию о продуктах и предупреждать о ключевых рисках в специальной памятке), а также требования, разработанные Банком России.
Указания регулятора начали действовать 1 апреля. По ним участники рынка должны сообщать, какая часть вложенных клиентом средств будет проинвестирована, а какая пойдет на премию посреднику. Агентские комиссии съедают часть доходности, поэтому информация о размере агентского вознаграждения должна доводиться до потребителей, решили в ЦБ.
Недобросовестная продажа страхования жизни грозит страховщику штрафными санкциями.
Проверять соблюдение требований регулятор будет через контрольные закупки.
Впрочем, сами страховщики считают, что на рынок повлияло не только ужесточение регулирования. "На финансовых рынках растет неопределенность. Инструменты, у которых нет гарантированной доходности, сейчас становятся более рискованными, - говорит Максим Чернин, председатель комитета ВСС по развитию страхования жизни. - В такие периоды люди предпочитают продукты с фиксированной доходностью. Именно этим, на наш взгляд, объясняется сокращение сегмента инвестиционного страхования жизни на фоне роста накопительного".
Инвестиционное страхование жизни - продукт, позволяющий в дополнение к рисковой составляющей получить инвестиционный доход, который меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. Накопительное страхование - инструмент в этом смысле более консервативный, ориентированный не на заработок, а на защиту человека в критических ситуациях. Именно с ним страховщики связывают перспективы развития рынка. "В Европе полис накопительного страхования имеют 80 процентов населения, в России пока всего один процент. Потенциал у нас огромный, - отмечает Владимир Черников, генеральный директор "Ингосстрах-Жизнь".
В то же время есть факторы, которые, по мнению Черникова, сдерживают развитие накопительного страхования. "В нашем менталитете заложена уверенность, что с нами никогда ничего не случится. Есть также фактор недоверия к страховщикам и ошибочной убежденности, что получение выплат по страховке - сложная и длительная процедура", - уточняет Черников.
За прошедшие шесть месяцев страховщики жизни удвоили выплаты: 55,7 миллиарда рублей в январе-июне 2019 года против 27,6 миллиарда рублей за аналогичный период годом раньше, приводит данные Евгений Гуревич, генеральный директор "Капитал Лайф Страхование Жизни". "Эти цифры подтверждают, что страховщики готовы отвечать по своим обязательствам", - указывает он.
Сейчас страховщики жизни перенастраивают свои продуктовые линейки с учетом новых трендов на рынке, увеличивая, в том числе, сроки накопительных программ, рассказал генеральный директор "Сбербанк страхование жизни" Алексей Леоненко.
Источник: rg.ru