23
Сб, нояб

Обязательное соцстрахование в Казахстане повышает мотивацию к труду

До вступления в силу обновленного Закона «Об обязательном социальном страховании» есть чуть больше года. Однако его разъяснения уже идут полным ходом. Круглый стол в Государственном фонде социального страхования (ГФСС) также был посвящен обсуждению проекта закона.

По словам президента ГФСС Сауле Дюсеновой, социальная защита в Казахстане состоит из нескольких уровней, в которых сочетаются базовое государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, накопительная пенсионная система и социальная помощь. В своем выступлении она подробно остановилась на основных моментах законопроекта и внесла ясность в вопросы социальной защищенности работающих и неработающих граждан.

Защитят всех

Первый уровень – базовый – охватывает всех без исключения граждан страны, независимо от того, работали они или нет. К первому уровню соцзащиты относятся, например, базовые пенсии по достижению установленного возраста, государственные пособия по инвалидности или по потере кормильца. Размеры базовых выплат не зависят от заработной платы получателя. Этот уровень реализует требования и социальные гарантии, предусмотренные в пункте 1 статьи 28 Конституции РК, согласно которому каждому гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

На втором, дополнительном уровне, действуют уже другие правила. На размер выплат здесь влияют доходы работающих граждан. С этих доходов уплачиваются обязательные платежи, такие как пенсионные взносы и социальные отчисления. Таким образом, второй уровень охватывает работающих граждан. Он представлен солидарной и накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.

Третий уровень – добровольный, он включает любые выплаты, которые гражданин формирует по своему усмотрению. Например, в этот уровень входят пенсионные выплаты за счет добровольных взносов, добровольное страхование от несчастных случаев и другие подобные формы социальной защиты.

Второй и третий уровни социальной защиты реализуют норму
пункта 2 статьи 28 Конституции, согласно которому поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Кто работает – за того платят

Обязательное социальное страхование для работающих граждан в Казахстане существует с 1 января 2005 года.

Работодатели за счет своих средств уплачивают социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования в размере 3,5% от дохода работника на ежемесячной основе. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают социальные отчисления в свою пользу самостоятельно также в размере 3,5% от получаемого дохода на ежемесячной основе. Надо учесть, что эти отчисления уплачиваются за всех работающих граждан, но выплаты могут получить только те, у кого наступил случай социального риска.

Сегодня ГФСС охвачено порядка 6 млн человек, ежегодно выплаты получают более 770 тыс. человек на сумму почти 160 млрд тенге. Общая сумма социальных выплат за 13 лет с 2005 по 2017 годы составила 905 млрд тенге.

Выплаты по причине

Вполне закономерный вопрос: кто может получать «социальные» деньги и в каких случаях?

Социальные выплаты предусмотрены при наступлении следующих социальных рисков: утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы и дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

Социальные выплаты из системы обязательного социального страхования осуществляются дополнительно к государственным пособиям из бюджета. К примеру, если за человека уплачивались социальные отчисления, то при утрате трудоспособности он получает пособия из бюджета и дополнительно выплаты из ГФСС.

Размер социальных выплат напрямую зависит от продолжительности уплаты социальных отчислений и дохода работника.

Так, за 2017 год средние размеры выплат составили: по утрате трудоспособности – 12 208 тенге; по потере кормильца – 14 773 тенге; по потере работы – 21 699 тенге; по беременности и родам – 368 449 тенге; по уходу за ребенком – 26 745 тенге.

Работать – выгодно

В Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства поручил усилить взаимосвязь между трудовым стажем и размерами социальных выплат.

Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции. Основная его цель – усиление правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования путем пересмотра параметров назначения социальных выплат из ГФСС.

Законопроектом предусмотрены изменения параметров социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы. При этом механизм определения среднемесячного размера дохода для каждой из указанных выплат остается без изменения. Он рассчитывается исходя из ежемесячных доходов за последние 2 года до наступления социального риска.

 

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА, газета Литер