14
Вт, мая

ОО «КАЗПОТРЕБНАДЗОР» даёт рекомендации по улучшению ситуации на дорогах города Алматы

8 октября в СМИ была опубликована информация о намерении Акимата города Алматы провести исследование, направленное на оценку текущего положения и перспектив развития транспортной системы города.  В связи с этим активисты и эксперты ОО «Казпотребнадзор» как жители города и люди с активной гражданской позицией решили на абсолютно безвозмездной основе в рекордно короткие сроки сформировать комплекс предложений для улучшения ситуации в рассматриваемой сфере. Для разработки рекомендаций использовался метод мозгового штурма. В результате были составлены следующие рекомендации.

1. ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПОРЯДОК РЕМОНТА ДОРОГ И КОММУНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ:

  • Ограничить подрядным организациям время для замены труб. К 1 сентября движение на всех улицах должно восстанавливаться в полном объеме. В противном случае подрядные организации должные выплачивать значительные неустойки. Кроме снижения трафика, реализация данной меры будет также способствовать улучшению ситуации с гигиеной алматинцев, которые в течение полугода из-за отсутствия горячей воды вынуждены мыться от случая к случаю.

Проводить замену труб непосредственно перед укладкой асфальта. Это значительно сократит время перекрытия улиц и позволит сэкономить миллионы бюджетных денег. Например, в прошлом году замена труб в западной части улицы Сатпаева производилась после ее капитального ремонта.

  • Прекратить из года в год производить замену труб на одних и тех же улицах! Это также не только улучшит ситуацию на дорогах, но и позволит сэкономить деньги налогоплательщиков. К примеру, по улице Макатаева (бывшая Пастера) западнее улицы Байтурсынова второй год подряд производят замену труб на одном и том же участке, в связи с чем эта улица перекрыта до сих пор. В результате второе лето параллельные улицы крайне перегружены. Аналогичная ситуация наблюдается с улицей Наурызбай батыра (бывшая Дзержинского).

Не производить замену труб в один год на нескольких параллельных рядом расположенных друг с другом улицах, а по возможности разбивать эту работу по годам.

  • Производить работы по замене труб поэтапно, начиная со времени схода снега.

2. НАЛАДИТЬ СИТУАЦИЮ С ПОТОКАМИ ТРАНСПОРТА, ИДУЩИМИ ИЗ ОБЛАСТИ:

  • Совместно с руководством Алматинской области реализовать программу развития пригородного общественного транспорта. В частности в северной (район вокзала «Алматы 1»), восточной (Кульджинка/Рыскулова) и западной (Калкаман) частях города должны быть организованы современные транспортные хабы (в перспективе к ним должно быть протянуто метро). Областные автобусы (муниципальные, работающие только на окупаемость без прибыли) должны по минимальной цене с максимальным комфортом доставлять жителей области до указанных транспортных хабов. Далее «областники» смогут производить пересадку на городские маршруты.
  • Параллельно начать разработку и строительство путей для пригородных электричек из вышеуказанных хабов в такие населенные пункты, как Каскелен, Шамалган, Узынагаш, Капчагай, Иссык, Талгар и т.д. на принципах концессии. Постепенно они заменят пригородные автобусы.

· После введения системы нормального пригородного транспорта можно будет внедрять ограничительные меры для машин из области, в частности, вводить плату за въезд авто в город Алматы и т.д.

3. НАЛАДИТЬ НОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ ВНУТРИГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА:

  • Сделать общественный транспорт пригодным для проезда без ущемления чувства собственного достоинства пассажиров. Причина роста количества транспортных средств связана, прежде всего, с отвратительным качеством обслуживания в общественном транспорте. Речь идет о чрезмерной загруженности в часы пик, «гонках» между водителями, изношенных автобусах и т.п.
  • Удивить алматинцев и открыть еще две станции первой ветки метро в срок до конца 2013 года. Параллельно запросить у Правительства РК средства и уже сейчас начать строительство второй ветки в направлении первой Алматы от «Саяхата».
  • Рассмотреть возможность внедрения VIP автобусов со стоимостью проезда 100 или 120 тенге. Перевозчикам должно быть запрещено сажать пассажиров в такие автобусы при отсутствии сидячих мест. При этом VIP автобусы ни в коем случае не должны заменить существующие маршруты, а действовать параллельно.
  • Обязать все автопарки внедрить систему GPS мониторинга передвижений автобусов для пресечения практики намеренного нарушения графиков движения. Единый пункт контроля за соблюдением графиков должен действовать на базе Акимата города Алматы.
  • Предусмотреть отдельные полосы движения для общественного транспорта на крупных магистралях. Это позволит сделать автобусы более быстрыми в часы пик, чем частные авто.

· Продолжить практику создания муниципальных общественных автопарков.

· Полностью закрыть пригородные автовокзалы, расположенные внутри города («Саяхат» и Сайран).

4. НАЧАТЬ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА:

  • Пробить улицу Толе би в западном направлении до поселка Абай для разгрузки нижней каскеленской трассы.
  • Пробить улицу Утеген батыра (бывшая Мате Залки) до пересечения улиц Джандосова и Навои для снижения заторов на улице Алтынсарина (бывшая Правды).
  • Пробить улицу Ауэзова до улицы Райымбека (бывшая Ташкентская) и построить на их пересечении развязку.
  • Навести порядок на улице Северное кольцо в районе «барахолки», в частности предлагается построить двухуровневую эстакаду над проблемным участком (1,5-2 км максимум).
  • Пробить улицу Утеген батыра (бывшая Мате Залки) до пересечения улиц Джандосова и Навои для снижения заторов на улице Алтынсарина (бывшая Правды).
  • Модернизировать откровенно неэффективные транспортные развязки, которые не решают проблемы «пробок». Например, на «Саяхате», пересечении улиц Райымбека и Сейфулина и т.д.
  • В будущем производить строительство подземных и надземных пешеходных переходов там, где это действительно нужно. Например, на «Саяхате», пересечении улиц Райымбека и Сейфулина, Ауэзова и Тимирязева на проспекте Райымбека (особенно возле ТД «Максима») и проспекте Суюнбая т.д.
  • Расширить катастрофически узкие улицы за счет сноса частного сектора. Например, пересечение улиц Кудерина и Байзакова (от улицы Гоголя до проспекта Райымбека).

5. НАЛАДИТЬ СИСТЕМУ ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:

  • Совместно с дорожной полицией на постоянной основе строго пресекать факты парковки в 15 метрах от перекрёстков и остановок. Опыт расчистки улицы Фурманова от парковки показывает, что это возможно.
  • Построить за счет средств ГКП «Алматы Паркинг» (в течение многих лет организация собирает миллионы за парковку вдоль дорог) хотя бы одну современную многоуровневую парковку в центре города.

6. При строительстве транспортных развязок и новых дорог, разрабатывать качественные прогнозы. К примеру, после открытия Восточной объездной автомобильной дороги (ВОАД) жуткие «пробки» в часы пик образовываются на разворотах в районе поворота на Широкую Щель и на пересечении Кульджинского тракта с улицей Рыскулова. Очевидно, что в указанных местах при разработке проекта ВОАД должны были быть предусмотрены транспортные развязки или хотя бы расширение дорожного полотна. Однако нет ни того, ни другого.

7. Следить за соблюдением сроков сдачи развязок. В случае их нарушения применять штрафные санкции к подрядчикам. К примеру, строительство мощной развязки на ВОАД по первоначальным планам должно было закончиться к юбилею Президента РК в 2010 году. Однако практически оно продолжается до сих пор. Из-за этого тысячи водителей каждый день тратят массу лишнего времени и нервов.

8. В рамках проекта акимата города Алматы  по «Повышению уровня доверия населения к местным органам власти» на 2011-2013 годы создать постоянные, работающие механизмы общественного контроля (регламент) над:

  • соблюдением подрядчиками сроков сдачи объектов;
  • своевременным информированием населения через СМИ и наружную рекламу о перекрытии улиц и вариантах объезда;
  • рациональным расходованием бюджетных средств и предотвращения случаев завышения смет при строительстве;
  • формированием плана строительства и модернизации транспортной инфраструктуры.

ОО «Казпотребнадзор» официально заявляет о заинтересованности в осуществлении общественного контроля.

 

Приведенный перечень рекомендаций, которые были составлены несколькими жителями города Алматы буквально за пару часов, показывает, что для улучшения ситуации на городских дорогах не надо «изобретать велосипед». Не обязательно даже проводить дорогостоящие сложные исследования, основанные на принципе формализма. Местным властям достаточно начать эффективно работать и реализовывать простые, но очевидные для каждого алматинца меры. «Казпотребнадзор» убежден, что приведенные выше, лежащие на поверхности меры и проекты принесут значительный эффект.