26
Пт, апр

В Казахстане усилен институт обязательного досудебного урегулирования споров в страховании

0e751491e0d812 сентября текущего года вступили в действие законодательные нормы, существенно расширяющие сферу деятельности страхового омбудсмана.


Страховой омбудсман является центральным звеном в системе защиты прав страхователей. Это независимое в своей деятельности физическое лицо, которое занимается урегулированием взаимоотношений и внесудебным разрешением споров по договорам страхования между страховыми организациями и их клиентами.

С 01 января 2024 года страховой омбудсман будет выступать в роли полноценного института обязательного досудебного урегулирования споров. Обращение к омбудсману станет необходимым шагом перед подачей иска в суд на действия страховой организации. Речь идет об урегулировании разногласий по всем видам страхования, в которых в качестве страхователей выступают физические лица или субъекты малого предпринимательства. Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только по обязательному автострахованию. Сумма требований по разногласиям лиц не должна превышать 10 000 МРП (или 30,6 млн тенге).

В настоящее время обращение к страховому омбудсману добровольное. С жалобами на действия страховых организаций потребители в основном обращаются либо к регулятору, либо в суд. Судебные разбирательства отнимают много времени и требуют расходов на оплату судебных издержек, услуг юридических консультантов и оценщиков для проведения независимой оценки ущерба.

В свою очередь, введение обязательного досудебного урегулирования споров позволит сократить количество обращений потребителей в суд с жалобами на страховые организации. Решение страхового омбудсмана является обязательным для исполнения, контроль за этим осуществляет Агентство. Существенно сократятся расходы потребителей на урегулирование спора, поскольку услуги страхового омбудсмана, включая проведение повторной оценки размера ущерба, бесплатны для клиента.

Помимо того, что страховой омбудсман является профессиональным юристом, он также обладает опытом в сфере страхования, поэтому потребитель может рассчитывать на профессиональное рассмотрение своей жалобы.

За последние три года на рассмотрение страхового омбудсмана поступило 2 293 обращения. Решения омбудсмана по 31 обращению были обжалованы в суде, что составляет только 1% от общего количества поступивших обращений.

По закону финансирование страхового омбудсмана осуществляется за счет обязательных взносов страховых организаций. В текущем году Агентством разработана и принята принципиально новая методика расчета обязательных взносов страховых организаций омбудсману. Суть методики заключается в том, чтобы учитывать при определении размера взноса количество жалоб потребителей на действия страховой организации и наличие в отношении неё принятых мер воздействия и санкций. То есть страховщики, у которых больше недовольных клиентов и нарушений, будут платить больше взносов омбудсману.

Агентством также были изменены правила деятельности самого страхового омбудсмана. Если раньше основным документом, определяющим все бизнес-процессы омбудсмана по рассмотрению споров, были внутренние правила, то с сентября текущего года действует нормативный правовой акт Агентства, которым установлены сроки рассмотрения обращений, основания для отказа в их рассмотрении, право потребителя участвовать при рассмотрении спора и многие другие обязательные процедуры.

Принятые меры обеспечат прозрачность бизнес-процессов по урегулированию споров, повысят дисциплину страховых организаций по уплате взносов омбудсману и исполнению его решений.

Источник: АРРФР