27
Сб, апр

АФР информирует о выявленных за 2019 год нарушениях прав потребителей страховыми организациями

nacbankrk 2Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка информировало о выявленных в 2019 году в действиях страховых организаций нарушениях по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг.

                                                                                             

Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по итогам 2019 года по обращениям и жалобам физических и юридических лиц относительно деятельности страховых организаций в результате проведенных документальных проверок проведены мониторинг и анализ допущенных в указанный период нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

При выявлении в деятельности страховой организации недостатков, рисков или нарушений, не оказывающих существенного влияния на финансовую устойчивость страховой организации и которые не создают угрозу ее финансовому положению и (или) интересам страхователей (выгодоприобретателей) страховой организации Агентство применяет рекомендательные меры надзорного реагирования.

В 2019 году в отношении страховых организаций в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг применено 12 мер воздействия, в том числе:

- 2 административных штрафа;

- 10 рекомендательных мер надзорного реагирования.

Результаты проведенного анализа показали, что страховыми организациями были допущены нарушения, связанные с:

- несвоевременным осуществлением страховой выплаты;

- несоблюдением порядка осмотра и оценки повреждённого транспортного средства, в том числе несоблюдением сроков осмотра, порядка оформления справки о принятых документах, формы заявления об определении размера вреда, калькуляции повреждения;

- не соответствием договора займа и договора страхования требованиям законодательства.

Количество мер воздействия и санкций (штрафов), принятых в 2019 году, в разрезе страховых организаций приведено в таблице:

Наименование страховой организации  

В % от общего

количества

Количество

мер

АО «Страховая Компания «Евразия»

16,67%

2

АО "СК «Сентрас Иншуранс»

16,67%

2

АО «Зерновая страховая компания»

8,33%

1

АО «СК «Лондон-Алматы»

8,33%

1

АО «СК «Евразия»

8,33%

1

АО «КК ЗиМС «ИНТЕРТИЧ»

8,33%

1

АО «СК «Виктория»

8,33%

1

АО «СК «Коммеск-Өмір»

8,33%

1

АО «СК «НОМАД Иншуранс»

8,33%

1

АО «ДО АО «Цеснабанк» СК «Цесна Гарант»

8,33%

1

ВСЕГО

100,00%

12

                                                                                             

В 2019 году общая сумма вынесенных административных штрафов в отношении страховых организаций составила 505 000 тенге за несвоевременное осуществление страховой выплаты.

Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг той или иной страховой организации Агентство размещает информацию о принятых к страховым организациям мерам надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) на официальном интернет-ресурсе (www.finreg.kz) в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».

Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни.

В целях повышения финансовой грамотности и недопущения нарушений законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов страховых организаций, Агентство информирует о следующем.

Подписанный сторонами договор по добровольному виду страхования считается заключенным по взаимному согласию сторон. В этой связи при выборе страховой организации следует обращать внимание не только на принятые в отношении страховой организации ограниченные меры воздействия и санкции, но и на ее финансовое положение (рейтинги надежности, финансовую устойчивость, тарифы и осуществленные страховые выплаты) и условия договоров страхования, в особенности на следующее:

- размеры страховых премий;

- размеры страховых сумм;

- франшизы;

- перечень страховых случаев;

- основания освобождения страховой организации от осуществления страховой выплаты;

- исключения из страховых случаев;

- «территория страхования» – территория (город Казахстана), на которую распространяется договор страхования;

- сроки и порядок уведомления страховой организации о наступлении страхового события;

- перечень документов, которые требуются страховой организацией для рассмотрения вопроса об осуществлении страховой выплаты;

- условия расторжения договора, в том числе досрочного.

Кроме того, отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 22 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее-Закон) выгодоприобретатель, имуществу которого причинен вред, обязан сохранять данное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, до подачи им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда страховщику, а также в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления предоставить возможность страховщику произвести осмотр поврежденного имущества.

Нарушение указанных требований, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 29 Закона, является основанием для освобождения страховщика от осуществления страховой выплаты.

Обращаем внимание потребителей финансовых услуг на то, что с 1 января 2020 года функции по обеспечению надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг от Национального Банка Казахстана и его территориальных филиалов переданы в Агентство, в регионах Казахстана – в Управления региональных представителей Агентства.

По информации Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка