23
Пн, дек

Страховой рынок РК-2020: точки роста, приоритеты и ориентиры

khaninСтраховой рынок Республики Казахстан в 2019 году показал хорошую динамику роста и это обусловлено рыночными тенденциями, которые оказывают положительное влияние, но остаются еще и проблемные области, над которыми нужно работать, сообщил на пресс-конференции Олег Ханин, председатель правления  АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір».

На прошедшей пресс-конференции топ-менеджер страховщика представил итоги страхового рынка в разрезе показателей отрасли страхования жизни и отрасли общего страхования, а также сказал о текущих проблемах и точках роста страхового рынка в нынешнем году.

Развитие онлайн-страхования

Прошло больше года со старта онлайн-страхования и введения электронного полиса в Казахстане. Проверка жизнеспособности нового канала продаж прошла на самом массовом продукте – ОС ГПО ВТС. Результаты хорошие. Вторым шагом станет развитие онлайн-страхования в добровольных видах, в частности, по страхованию туристов и имущества.

По статистике «Коммеск-Өмір», среди клиентов онлайн-страхования за 2019 год доля мужчин составляет 56%, женщин – 44%. На возраст 25-34 лет приходится 50% страхователей, на возраст 35-54 – 35%, доля клиентов в возрасте 18-24 года составляет 7%. Новые клиенты составляют 30% от общего количества.

В разрезе городов лидирует Алматы – 78% от общего объема интернет-продаж, далее следует Нур-Султан –13%, третье место делят Шымкент и Костанай – по 1,5 % приходится на каждый из этих городов. Свыше 77% клиентов покупают с десктопной версии, 22 % – с мобильной версии, 1% приходится на покупки с планшетов. При покупке с мобильной версии клиенты преимущественно используют Apple iPhone – 33%, на смартфоны Samsung приходится 20 %.

Актуализация тарифов в ОС ГПО ВТС

Страховым сообществом обсуждаются предложения по развитию страхового рынка.

В частности, предлагается актуализация Закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Так, действующие тарифные факторы, изложенные в Законе, не отражают принципа социальной направленности и справедливости в части адекватности страховых рисков, так как последний раз изменения тарифов было в 2007 году.

Рост страхового мошенничества

С каждым годом в отрасли наблюдается рост страхового мошенничества. А законные механизмы, которые бы позволяли эффективно противодействовать мошенничеству в сфере страхования, отсутствуют. По многим страховым случаям, где имеется подозрение на мошеннические действия лиц, страховщик вынужден осуществлять страховые выплаты, так как законодательными актами предусмотрен исчерпывающий перечень документов для осуществления страховой выплаты, установлены жесткие законодательные рамки, обязывающие страховщика в кратчайшие сроки осуществлять страховые выплаты.

Соответственно, предложения от рынка – включить страховщика, как участника в административное и уголовное законодательство РК. Кроме того, предусмотреть в Законе об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств или в Законе о страховой деятельности механизмы, при которых страховщик сможет расследовать случаи подозрений по страховому мошенничеству.

Получение страховых выплат «помогайками»

На страховом рынке активно присутствуют «помогайки», которые устанавливают правоотношения с потерпевшими путем заключения договоров на оказание услуг с целью получения ими лично страховых выплат, в особенности по случаям смерти потерпевших. Данные представители удерживают со страховых выплат свое вознаграждение в размере до 50%. Эти лица включают в договоры на оказание услуг соответствующие ограничивающие условия, которые вводят в заблуждение потерпевших, и ограничивают их право на получение страховых выплат в полном объеме.

По мнению страховщиков необходимо законодательно исключить подобные действия со стороны посредников, чтобы страховые выплаты получали в полном объеме те лица, которым они действительно предназначаются. Таким образом, выполняется социальная роль института страхования.

Для борьбы с «помогайками» предлагается исключить возможность осуществления единовременных крупных страховых выплат и внедрить осуществление выплат из компаний по общему страхованию (КОС) в компании по страхованию жизни (КСЖ) по аналогии с обязательным страхованием работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Клиентский опыт и сервис

С усилением конкуренции и востребованностью в основном стандартных продуктов на первый план выходит удержание действующих и привлечение новых клиентов. Например, в «Коммеск-Өмір» в ближайшее время будет реализован сервис по онлайн-возмещению, то есть через сайт можно сообщить о страховом случае, подать запрос на оценку ущерба с дальнейшим получением страховой выплаты на банковскую карту. Также в компании используется мобильное приложение для аварийных комиссаров Relog, позволяющее в режиме онлайн отслеживать местонахождение аваркомов и координировать их деятельность без потери времени для своевременного оказания помощи клиентам при ДТП.

Инновации в страховании жизни

В отрасли страхования жизни рассматривается создание условий для развития и популяризации новых инновационных продуктов накопительного страхования жизни. Это поможет отрасли КСЖ преодолеть зависимость от банковского канала продаж. Речь идет о государственной образовательной накопительной системе, открываются новые воз¬можности накапливать родителям средства на обучение детей с получением процентных бонусов от го¬сударства через КСЖ, заключая договор накопительного страхования жизни, одновременно накапливая и страхуя свою жизнь от непредвиденных ситуаций. Продукт представляет собой страхование к определенному событию в жизни (поступлению в вуз), и предусматривает осуществление страховой выплаты к моменту поступления в высшее учебное заведение, т.е. покрытие расходов на оплату обучения ребенка.

Еще один продукт – совместный пенсионный аннуитет подразумевает объединение пенсионных накоплений обоих супругов и перераспределение доходов в пользу женщины, так как, зачастую, суммы пенсионных отчислений у женщин ниже, чем у мужчин, а продолжительность жизни больше.

Перспективная программа для рынка КСЖ – unit-linked – инвестиционное страхование жизни, которое представляет собой сочетание классического накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей в виде долей в финансовых инструментах, когда сам страхователь участвует в распределении инвестиционного дохода.

Пресс-служба АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір»