С этого года самый востребованный в Казахстане страховой продукт – обязательную автостраховку – можно приобрести онлайн. Однако в конце мая сервис был фактически приостановлен из-за отказов со стороны государственных баз данных. «Курсив» выяснил у страховых компаний, восстановилась ли работа сервиса и почему страховаться онлайн, если есть такая возможность, выгоднее.
О сбоях в системе электронного оформления полисов ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) «Курсив» подробно писал в июне. Если вкратце, причина проблемы в том, что в бюджете на 2019 год не были выделены дополнительные средства на услуги связи для госорганов. Из-за отсутствия финансирования пропускная способность каналов связи ряда ведомств была снижена, в результате чего государственные базы данных (ГБД), обращение к которым необходимо для сверки персональных данных клиентов, перестали отвечать на запросы автолюбителей, желающих застраховаться онлайн. Проще говоря, госбазы не выдержали «лишней» нагрузки, а чиновники такой сценарий не предусмотрели.
Доступность сервиса
Опрос страховых компаний показал, что проблема до сих пор не решена.
«С 28 мая наблюдаются постоянные сбои при интеграции единой страховой базы данных и ГБД. Проблема связана со снижением пропускной способности канала, через который осуществляется связь с ГБД. Это повлекло отключение сверки данных страхователей, без которой невозможно оформить электронный полис на сайтах всех страховых компаний», – сообщил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.
«К сожалению, на сегодня ситуация не изменилась, и недоступность «автогражданки» в онлайн-страховании присутствует. При попытке купить полис ОГПО через наш сайт возникают проблемы в виде отключения доступа к базе ГБД», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.
В СК «НСК» сообщили, что проблемы на стороне интеграции с ГБД сохраняются. В СК «Номад Иншуранс» говорят о недоступности с конца мая части ГБД. Недовольство работой госбаз высказали еще две компании (официально отвечать на запрос они отказались).
Из опрошенных компаний две стоят особняком. В СК «Amanat» отметили, что сбои при работе с ГБД «присутствуют в небольших объемах».
«Как следствие, процесс покупки полиса занимает немного больше времени, так как требуется время для сверки информации о клиенте», – сообщил советник по digital-маркетингу Amanat Руслан Калигожин.
О положительном опыте сотрудничества с ГБД говорят в СК «Freedom Finance Insurance» (FFI). «Вот уже на протяжении нескольких месяцев все наши запросы отрабатываются достаточно быстро», – отметили в компании.
За исключением одной, все опрошенные компании начали предоставлять услугу онлайн-оформления с 1 января текущего года. FFI получила страховую лицензию 4 мая и внедрила электронный сервис «практически сразу». По информации FFI, 100% розничных продаж компании приходится именно на онлайн-страхование.
«Мы полностью отказались от филиалов и работы со страховыми агентами, а полисы продаем на сайте, в страховых терминалах в автоЦОНах и терминалах QIWI. Что касается традиционных методов продаж, то у нас существуют корпоративные продажи. Именно на них и приходятся традиционные полисы», – рассказали в FFI.
Главный стимул для автолюбителя оформить страховку онлайн – это скидка в размере до 10% от стоимости полиса. Максимальный размер скидки утвержден на законодательном уровне, превышать его нельзя. Однако не все компании из опрошенных сейчас готовы предоставлять скидку.
«На текущий момент скидка на сайте не предусмотрена в связи с тем, что идут частые сбои, – сообщили в СК «Номад Иншуранс». – Если мы объявим о возможности получения скидки, при этом на сайте клиент не сможет застраховаться, он потребует скидку, придя в офис. А по закону скидку до 10% мы имеем право давать только при страховании онлайн. Поэтому пока не будет отлажен процесс онлайн, мы не включаем возможность предоставления данной скидки».
При этом из компаний, раскрывших «Курсиву» данные по продажам полисов ОГПО, у «Номад Иншуранс» самый высокий показатель.
Сроки выплат
Конкуренция за клиента сводится не только к скорости и удобству онлайн-оформления, но и к сокращению сроков страховых выплат. По закону страховое возмещение в рамках ОГПО производится в течение 15 рабочих дней со дня получения страховщиком документов, напоминает Олег Ханин. В «Коммеск-Өмір», по его словам, за первое полугодие 2019 года 95% страховых выплат по обязательному автострахованию были осуществлены не позднее семи рабочих дней.
В «Номад Иншуранс» рассказали о запуске услуги быстрой выплаты – в течение трех-пяти дней. «Пока мы тестируем ее в Алматы, в ближайшее время планируем внедрить по всему Казахстану», – добавили в компании.
В Amanat утверждают, что в определенных случаях могут оформить выплату за день.
«Если ни одному из участников ДТП не нанесен вред здоровью и жизни, виновник очевиден и скрытые дефекты отсутствуют, мы можем осуществить страховые выплаты в течение одного рабочего дня после наступления страхового случая», – говорит Руслан Калигожин.
Клиент НСК, по данным компании, получает выплату в течение пяти рабочих дней с момента предоставления последнего документа.
«В августе планируется приступить к реализации проекта по сокращению срока выплаты до двух-трех дней с даты ДТП. Размер выплаты будет составлять 85–90% от размера ущерба», – сообщили в НСК.
FFI запустила сервис выплат на месте с суммой компенсации до 350 тыс. тенге. Аварийный комиссар компании фотографирует повреждения автомобиля и отправляет фото круглосуточно работающим оценщикам, что позволяет оценить повреждения прямо на месте ДТП.
«Если ущерб оценивается в 350 тыс. тенге и меньше, а пострадавший автовладелец согласен получить выплату, компенсация поступает на его банковскую карту в течение часа после оценки. Сумма установлена по итогам исследования, показавшего, что в 86% всех аварий в Казахстане ущерб в среднем составил 344 тыс. тенге», – рассказали в FFI.
В «Евразии» срок выплаты страхового возмещения составляет пять рабочих дней, говорит Шакир Иминов.
«Мы двумя руками за быстрые выплаты в течение трех-пяти дней, но никак не на месте. Для нас крайне важно, чтобы возмещение клиенту было сделано в полной мере с учетом детальной оценки – только в таком случае клиент останется доволен страховой выплатой. Кому-то может показаться удобным получить выплату на месте, однако мы считаем, что при таком раскладе выплаты будут занижены страховой компанией. Надо понимать, что после ДТП люди всегда находятся в шоковом состоянии и могут согласиться со всеми предложенными условиями, а в итоге после подписания всех бумаг и получения выплаты на месте суммы не хватит для покрытия полного и качественного ремонта», – пояснил он.
Компании: самооценка
По словам Шакира Иминова, «Евразия» со дня открытия никогда не позиционировала себя в качестве компании, которая стимулирует клиентов акциями или подарками.
«Наш способ продвижения отличается от традиционных, – говорит он. – Мы никогда не размещаем рекламу на телевидении или радио, не ставим билбордов, не проводим розыгрышей и не дарим бензин. Как тогда к нам идут клиенты? Из-за наших выплат».
По его информации, компания ежемесячно осуществляет страховые выплаты в пользу 1500–1800 автовладельцев и в объеме 600–620 млн тенге, при этом выплаты свыше 1 млн тенге на сегодня получил 681 клиент.
«Единственная услуга, которую выдает страховая компания, – это не премии, активы, собственный капитал или другие показатели, а только страховые выплаты. Именно по этому показателю оценивается страховая компания в глазах клиентов», – считает представитель «Евразии».
«Номад Иншуранс» входит в топ-3 страховых компаний, при этом единственная из тройки не принадлежит никакой финансовой группе, подчеркнули в организации: «Мы – чисто рыночная компания. Главные наши плюсы – большая сеть офисов и агентов, высокий уровень обслуживания, круглосуточный call-центр и стабильное финансовое положение».
«Удобный интерфейс сайта, который постоянно развивается (для оформления электронного полиса), круглосуточное сопровождение клиента операторами call-центра, круглосуточная служба аварийных комиссаров, доставка полисов на дом или на работу клиенту, справедливые выплаты, почти 28-летний опыт в сфере страхования, полезные сувениры для автомобилистов», – перечислил преимущества «Коммеск-Өмір» глава компании Олег Ханин.
Amanat старается привлечь клиентов в том числе бесплатной технической помощью в режиме 24/7.
«Наш аварком поможет запустить двигатель при севшем аккумуляторе, дозаправит топливом, заменит или подкачает колесо. При поломке авто, даже если это проблема механического характера, мы предоставляем клиенту эвакуатор бесплатно. При ДТП мы всегда рядом с клиентом: за него собираем все документы, от его лица проводим переговоры с участниками ДТП и сотрудниками полиции, угощаем полезным перекусом, при необходимости вызываем такси и эвакуатор, осуществляем выплату за один рабочий день. Все эти услуги доступны круглосуточно», – говорит Руслан Калигожин.
«Клиент, желающий оформить ОГПО, должен в первую очередь сам понимать, что для него главное – это выбрать надежного партнера и иметь собственный взгляд на выбор. Сейчас на рынке много предложений, акций, лозунгов, мы же просто делаем и показываем всем, что мы ответственная компания и наш клиент в надежных руках», – отметили в НСК.
«Отказ от филиалов, страховых агентов и привычных схем дистрибуции позволил нам полностью сконцентрироваться на онлайн-страховании, а сэкономленные деньги потратить на IT-инфраструктуру, удобный сервис и дополнительные бонусы для клиентов. Философия Freedom Finance Insurance проста: если автовладелец выбирает наш полис, он не оплачивает комиссии посредников и аренду филиалов – он платит за надежное страхование, быстрые выплаты и возможность принять участие в розыгрыше 20 автомобилей и 1000 ценных призов: смартфонов, ноутбуков, телевизоров, видеорегистраторов и пауэрбанков», – сообщили в FFI.
Источник: Курсив