Однако темпы роста в странах, в которых проживает 80% мирового населения, будут ниже, чем в течение десятилетия до пандемии COVID.
Как ожидается, в 2024 году, впервые за последние три года, темпы роста мировой экономики стабилизируются, но на низкой по сравнению с недавними историческими показателями отметке. Об этом сообщается в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики».
По прогнозам, темпы роста мировой экономики в 2024 году останутся на уровне 2,6%, а в 2025–2026 годах незначительно повысятся – в среднем до 2,7%. Это намного ниже среднего показателя в 3,1% за десять лет, предшествовавших пандемии COVID-19. Из прогноза следует, что в 2024–2026 годах темпы роста в странах, на которые в совокупности приходится более 80% мирового населения и мирового ВВП, будут по-прежнему ниже, чем в течение десяти лет до пандемии COVID-19.
В целом, согласно прогнозам, в 2024–2025 годах темпы экономического роста в развивающихся странах составят в среднем 4%, что несколько ниже, чем в 2023 году. В 2024 году в экономиках с низким уровнем дохода ожидается ускорение темпов роста до 5% по сравнению с 3,8% в 2023 году. Однако прогнозы роста на 2024 год в отношении трех из каждых четырех стран с низким уровнем дохода ухудшились по сравнению с прогнозами, сделанными в январе. В странах с развитой экономикой темпы роста в 2024 году сохранятся на уровне 1,5%, а в 2025 году повысятся до 1,7%.
«Спустя четыре года после потрясений, вызванных пандемией, конфликтами, инфляцией и ужесточением денежно-кредитной политики, по всей видимости, рост мировой экономики стабилизируется, – говорит Индермит Гилл, главный экономист и старший вице-президент Группы Всемирного банка. – Вместе с тем, темпы роста не такие высокие, как до 2020 года. Перспективы беднейших стран мира внушают еще большую обеспокоенность. Они сталкиваются с тяжелым бременем обслуживания долга, сокращением торговых возможностей и климатическими явлениями, которые обходятся дорого для экономики этих стран. Развивающимся странам необходимо найти способы стимулирования частных инвестиций, снижения государственного долга, совершенствования образования, здравоохранения и базовой инфраструктуры. Беднейшие из этих стран, особенно 75 стран, отвечающих критериям предоставления льготной помощи Международной ассоциации развития, не смогут добиться этого без международной поддержки».
Ожидается, что в текущем году каждая четвертая развивающаяся страна останется беднее, чем накануне пандемии в 2019 году. Этот показатель вдвое выше в случае нестабильных и затронутых конфликтами стран. Более того, разрыв в уровне доходов между развивающимися и развитыми экономиками в 2020–2024 годах, по расчетам, увеличится почти в половине развивающихся стран, и это самый высокий показатель с 1990-х годов. Ожидается, что до 2026 года включительно рост доходов на душу населения, важный индикатор уровня жизни, составит в этих странах в среднем 3,0%, что намного ниже среднего показателя в 3,8% в течение десятилетия до пандемии COVID-19.
В 2024 году ожидается замедление глобальной инфляции до 3,5%, а в 2025 году – до 2,9%, однако это замедление не такое значительное, как прогнозировалось еще полгода назад. В результате, ожидается, что центральные банки многих стран продолжат действовать осторожно при снижении ключевых процентных ставок. Глобальные процентные ставки, по всей вероятности, останутся высокими относительно показателей последних десятилетий и в 2025–2026 годах составят в среднем около 4%, что примерно вдвое выше, чем в среднем в 2000–2019 годах.
«Хотя цены на продовольствие и энергоносители снизились во всех регионах мира, базовая инфляция остается относительно высокой и, вероятно, сохранится на таком же уровне, – отмечает Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов Всемирного банка. – Это может побудить центральные банки крупнейших развитых стран отложить снижение процентных ставок. Сохранение более высоких ставок в течение более длительного периода будет означать ужесточение условий на мировых финансовых рынках и значительное замедление темпов роста в развивающихся странах».
Кроме того, в последнем выпуске доклада «Перспективы мировой экономики» представлены две аналитические главы на актуальные темы. В одной из них рассматриваются вопросы использования государственных инвестиций для ускорения привлечения частных инвестиций и стимулирования экономического роста. Отмечается, что после мирового финансового кризиса темпы роста государственных инвестиций в развивающихся странах снизились вдвое и составляют в последнее десятилетие в среднем 5% в год. Вместе с тем государственные инвестиции могут быть мощным инструментом экономической политики. В развивающихся странах с достаточным бюджетным пространством и эффективной практикой расходования государственных средств увеличение государственных инвестиций на 1% от ВВП может привести к росту уровня производства на 1,6% в среднесрочной перспективе.
Во второй аналитической главе рассматриваются причины, по которым малые государства, то есть государства с населением не более 1,5 миллиона человек, испытывают хронические бюджетные трудности. Две пятых из 35 развивающихся стран, которые относятся к категории малых государств, сталкиваются с высоким риском долгового кризиса или уже находятся в его состоянии. Это примерно вдвое выше, чем в случае других развивающихся стран. Для решения бюджетных проблем малых государств необходимы комплексные реформы. Увеличению государственных доходов может способствовать повышение стабильности и надежности налоговой базы. Кроме того, можно использовать потенциал повышения эффективности расходов, особенно в области здравоохранения, образования и инфраструктуры. Адаптация налогово-бюджетной политики может помочь эффективнее справляться с последствиями участившихся стихийных бедствий и других кризисов. Адресные и скоординированные меры политики на международном уровне также могут помочь этим странам добиться большей бюджетной устойчивости.
Источник: Всемирный банк