Согласно последнему исследованию Международного валютного фонда (МВФ), двойные взаимозависимые силы ограничений цепочки поставок и инфляции являются основными макроэкономическими рисками, на которых европейские риск-менеджеры должны сосредоточиться в этом году.
Ограничения цепочки поставок для европейских предприятий должны ослабнуть во второй половине 2022 года, поскольку ограничения Covid-19 в целом сняты во всем мире, а нехватка рабочей силы уменьшилась.
Но продолжающееся быстрое распространение варианта Omicron и, в частности, недавняя реакция Китая могут означать, что проблемы с цепочками поставок сохранятся и в 2023 году, согласно последнему анализу МВФ.
МВФ говорит, что ограничения предложения, вероятно, сохранятся, и большая проблема для политиков состоит в том, чтобы поддержать восстановление, не допуская закрепления высокой инфляции.
МВФ объясняет, что, когда для борьбы с Covid-19 были введены ограничения, потребители сократили расходы на услуги и вместо этого купили больше промышленных товаров.
Возобновление экономики увеличило объемы производства, но возобновление карантина и нехватка промежуточных ресурсов, от химикатов до микрочипов, затормозили восстановление производства.
В результате цены на основные потребительские товары быстро росли, поскольку сроки доставки достигли рекордно высокого уровня, что вызвало споры об инфляции и курсе денежно-кредитной политики.
По оценкам МВФ, объем производства в еврозоне осенью прошлого года был бы примерно на 6% выше, если бы не ограничения предложения.
«Исходя из исторической корреляции между обрабатывающей промышленностью и общим объемом производства, мы оцениваем, что валовой внутренний продукт был бы примерно на 2% выше, что эквивалентно годовому росту в обычные допандемические времена для многих европейских экономик», — поясняет МВФ.
В отчете говорится, что торможение производства было самым большим в странах, где производственные фирмы работают на «нижнем конце» глобальных цепочек создания стоимости и зависят от высокодифференцированных промежуточных ресурсов.
Наиболее уязвимым сектором является автомобилестроение, которое сильнее всего ударило по экономике Германии и Чехии, где, по оценкам МВФ, объем производства был бы на 14% выше.
«Ограничение предложения также сыграло значительную роль в подпитке инфляции цен производителей в зоне евро, но не меньшее значение имел и высокий спрос. Производственный компонент инфляции цен производителей был примерно на десять процентных пунктов выше по сравнению с периодом до пандемии в первые три квартала 2021 года. По нашим оценкам, шоки предложения могут объяснить около половины роста инфляции цен на промышленные товары. Остальное в основном объясняется повышенным спросом», — поясняют в МВФ.
В отчете делается вывод, что кризис цепочки поставок и его влияние на инфляцию должны ослабнуть в течение 2022 года, но это будет зависеть от реакции на продолжающееся распространение Omicron, особенно в Китае.
«В глобальном масштабе мы обнаружили, что до 40% ограничений предложения в производстве можно отнести к остановкам производства, которые должны оказывать лишь временное влияние на инфляцию. То же самое относится к суровым погодным условиям и промышленным авариям, которые препятствовали выпуску микрочипов и автомобилей в 2021 году», — говорится в сообщении МВФ.
«Другие факторы ограничений предложения, такие как нехватка рабочей силы (которая объясняет до 10% ограничений производственных поставок во всем мире) и старение логистической инфраструктуры, могут, однако, оказывать более стойкое влияние на предложение и инфляцию, чем простои», — продолжает МВФ.
«В конце прошлого года отраслевые эксперты ожидали, что нехватка поставок автомобилей в значительной степени исчезнет к середине 2022 года, а к концу этого года возникнут более серьезные проблемы. Omicron ввел новую неопределенность. Европа и Китай ввели новые ограничения, за которыми могут последовать новые сбои. В целом перебои с поставками могут длиться дольше, возможно, до 2023 года», — добавляет МВФ.
Правительствам необходимо принять меры для решения проблем с цепочками поставок, продолжает, говорится в докладе.
МВФ заявляет, что первая линия защиты заключается в устранении узких мест в поставках непосредственно с помощью регулирующих мер, где это возможно. Это может быть в форме ускоренного лицензирования работников транспорта и логистики, временного ослабления ограничений на часы работы портов, оптимизации таможенных проверок, смягчения иммиграционных правил для уменьшения нехватки рабочей силы и введения обязательных методов, ограничивающих распространение вируса и защищающих здоровье рабочих.
МВФ также говорит, что фискальные меры следует применять «активно», чтобы устранить узкие места и избежать необратимого ущерба потенциальному объему производства.
«Перспектива продолжительных перебоев с поставками ставит перед разработчиками денежно-кредитной политики проблемы, а именно: поддерживать еще неполное восстановление и обеспечивать, чтобы объем производства соответствовал допандемической тенденции, не допуская резкого роста заработной платы и цен. Сохранение среднесрочных инфляционных ожиданий на стабильном уровне, несмотря на временные скачки инфляции, в том числе из-за перебоев с поставками и роста цен на энергоносители, является ключом к урегулированию этого компромисса», — утверждает МВФ.
«Чем успешнее регулятивные и адресные фискальные меры устраняют узкие места в предложении, тем меньше вероятность того, что директивные органы будут вынуждены снижать совокупный спрос и экономический рост для сдерживания инфляции», — заключает МВФ.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz