Казахстанцы прожили 2018 год не по средствам, свидетельствуют данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. Дефицит государственного бюджета по итогам одиннадцати месяцев перевалил за отметку 365 млрд тенге.
По принятому в конце 2017 года предварительному бюджету этот показатель был заложен почти на 640 млрд тенге, разницу предполагалось закрывать трансфертами, соответствующий закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы» президент подписал в день принятия бюджета.
Предварительная оценка доходов в казну за январь-ноябрь составляет 9 985 489,5 млн тенге, а расходов – 10 025 364,8 млн тенге. Для сравнения: налоговые поступления от одного «Тенгизшевройла» в 2018 году оцениваютсяв 1 951 504,3 млн тенге, констатирует Комитет госдоходов Министерства финансово РК. Для ликвидации кассовых перекосов, вероятно, были потрачены средства целевых трансфертов, которые вышеупомянутым законом не регулируются.
Впрочем, 2017-й выдался еще более затратным, потому как в год проведения Универсиады и EXPO показатель превышения расходов над доходами установился на отметке в 1 455320 млн тенге. В истории суверенного Казахстана только 2005 и 2006 годы, так называемые тучные годы, завершились профицитом в 46 665 и 81 620 млн тенге.
При этом следует отметить, что около половины поступлений в бюджет составляют трансферты из Нацфонда, например, в 2017 году –цифра достигала свыше 48% от поступлений, согласно данным отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год, зачитанного на совместном заседании палат Парламента РК 15 июня 2018 года.
Так, расходы для запуска программы «Цифровой Казахстан» на 2018 год были запланированы на 21,5млрд тенге, в поддержку национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» – 13,5 млрд тенге, на реализацию послания главы государства «Третья модернизация» – 292,5 млрд тенге и 474,6 млрд тенге – государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол». К сожалению, даже предварительных расчетов по мультипликативному эффекту упомянутых программ в открытом доступе нет. Есть данные о введенных в жилой фонд квадратных метрах, показатели качества кредитных портфелей банков второго уровня и сайт digitalkz.kz, что не дает простому налогоплательщику полной картины того, на что расходуются государственные средства.
Еще одним из ключевых экономических показателей является валовый внутренний продукт, исчисляемый методом производства на душу населения в долларах США.
Итак, вернемся к бюджетному дефициту.
Следует сразу оговориться, что с дефицитом бюджета борются все государства. Даже выйти на точку безубыточности получается у немногих. Например, в 2016 году топ-10 стран с профицитом бюджета выглядел следующим образом:
Катар – 10,3%
Норвегия – 5,4%
Конго – 1,9%
Гонконг - 1,5%
Кувейт – 1,2%
Сингапур -1,1%
Люксембург – 1%
Непал – 1%
Исландия – 0,7%
Германия – 0,6%
При этом лишь у половины вышеупомянутых государств большую часть доходов бюджета составляют поступления от добывающих отраслей. Так, Люксембург пополняет казну преимущественно налогами от оказания финансовых услуг, Сингапур – производством техники, а Гонконг – за счет транспортных и туристических услуг. По суточной добыче нефти Казахстан наиболее приближен к Норвегии, которая, вероятно, иначе планирует бюджет, заслуженно занимая вторую строчку рейтинга.
В мировой практике нормальным считается соотношение дефицита бюджета к валовому внутреннему продукту страны в пределах минус 1%.
Как видно из таблицы, успешно сбалансированный бюджет Казахстана наблюдался в годы премьерства Касым-ЖомартаТокаева, Имангали Тасмагамбетова и Даниала Ахметова. Министрами финансов в те годы были Мажит Есенбаев, Александр Павлов, Ерболат Досаев и Арман Дунаев.
Действующий кабинет министров, вероятно, сохранит положительную динамику роста дефицита бюджета: в Законе «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» на 2018 год дефицит бюджета был запланирован в размере 883 253 млн тенге, или 1,5% к валовому внутреннему продукту. Учитывая, что бюджет с поправками от 29 октября 2018 года предусматривал размер государственных доходов порядка 8 651 743 млн тенге, а расходов – 9 353 498 млн тенге, и эти показатели уже претерпели значительные изменения в сторону увеличения, следует ожидать, что и коэффициент дефицита будет пересмотрен в уточненной версии закона.
Международная неправительственная организация «Международное Бюджетное Партнерство» (International Budget Partnership, IBP), основная деятельность которой направлена на отслеживание бюджетов разных стран и выработку рекомендаций для повышения эффективности управления и сокращения бедности, в 2017 году зафиксировала в Казахстане уровень прозрачности бюджета или, как еще его называют, индекс открытости бюджета 53 из 100. По мнению экспертов IBP, население республики очень слабо вовлечено в процесс формирования бюджета.
IBP рекомендовала Казахстану принять меры по улучшению надзора за бюджетом. «Казахстан должен определить приоритетность следующих действий для повышения эффективности надзора за бюджетом», – отметили в организации.
Во-первых, следует убедиться, что законодательный орган проводит дебаты по бюджетной политике до представления бюджетного предложения исполнительной власти и утверждает рекомендации для предстоящего бюджета. Во-вторых, что законодательный комитет рассматривает и публикует отчеты об исполнении годового бюджета в режиме онлайн. В-третьих, требуется законодательное или судебное одобрение для назначения и снятия с должности руководителя высшего ревизионного учреждения. В-четвертых, рассмотреть возможность создания независимого фискального института.
Источник kapital.kz