Политолог Марат Шибутов считает, что государство ставит себе невыполнимые задачи. А потом не знает, как отчитаться за их невыполнение.
Работа госаппарата в Казахстане во многом регулируется документами стратегического планирования. И в первую очередь правительственными программами, которые разрабатываются на 5 лет и имеют громадное финансирование.
Однако к ним есть много справедливых нареканий — они нормально не выполняются или их выполнение сопровождается нецелевым расходованием средств, сообщает ИА REGNUM.
Цифровизация с точки зрения государства
Для примера разберем одну из них. Возьмем программу «Цифровой Казахстан», принятую 12 декабря 2017 года, и попробуем ее проанализировать с точки зрения государства (есть еще две точки зрения — населения и бизнеса, но сейчас не о них).
Цели программы:
ускорение темпов развития экономики республики;
улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе;
создание условий для перехода экономики на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.
Рассчитана на период 2018-2022 годов.
Задачи программы:
Цифровизация промышленности и электроэнергетики
Цифровизация транспорта и логистики
Цифровизация сельского хозяйства
Развитие электронной торговли
Развитие финансовых технологий и безналичных платежей
Государство — гражданам
Государство — бизнесу
Цифровизация внутренней деятельности госорганов
«Умные» города
Расширение покрытия сетей связи и ИКТ инфраструктуры
Обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ
Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании
Повышение цифровой грамотности населения (подготовка, переподготовка)
Поддержка площадок инновационного развития
Развитие технологического предпринимательства, стартап культуры и НИОКР
Привлечение «венчурного» финансирования
Формирование спроса на инновации
Государственный бюджет программы — 141 млрд тенге
Невыполнимые задачи
Основной проблемой госпрограммы является то же самое обстоятельство, что и у других программ. Это вмешательство государства в частный сектор, причем без необходимых на то ресурсов
Госпрограмма должна быть сосредоточена на двух целях — изменении самого государства и условий для развития отрасли в целом по стране. А в большинстве программ государство пытается добиться изменения в реальном секторе экономики, который принадлежит частному сектору и зависит от мирового рынка.
В результате большинство программ не выполняется просто потому что, к примеру, технологии или рынок изменились. И ничего с этим сделать нельзя.
Приведем простые примеры из этой программы. Напомним, что исполняют ее (цитата)
«центральные и местные исполнительные органы, государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные президенту Республики Казахстан, субъекты квазигосударственного сектора»
В программе определено 17 задач, из них собственно к государству относятся три:
6. Государство — гражданам.
7. Государство — бизнесу.
8. Цифровизация внутренней деятельности государственных органов».
Все остальные, вроде «Цифровизации промышленности и электроэнергетики», относятся к частному сектору. То есть заранее ставятся невыполнимые задачи, так как частные предприятия проведут цифровизацию, когда им будет надо, а не когда это потребуется администраторам программы — министерству информации и коммуникаций.
Даже квазигосударственные предприятия имеют собственные программы развития и не могут что-то цифровизировать по заданию сверху, если это не позволяют им финансовые показатели и технические возможности.
300 тыс. новых рабочих мест — утопия
То же самое касается и целевых индикаторов — их 12. А реально повлиять и успешно выполнить с гарантией государство может только один — «Доля государственных услуг, полученных в электронном виде, от общего объема государственных услуг в 2022 году — 80%».
Все остальное зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, находящихся как в Казахстане, так и в мире. К примеру:
«Рост производительности труда по секции «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» в 2022 году — 38,9%». Но производительность, как правило, измеряется или в физическом объеме, или в стоимостном. Первое зависит от геологии и от технологий, второе — от цен на мировом рынке. А что если цены упадут? Тут хоть как внедряй цифровизацию, рост не получится.
«Улучшение в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору «Способность к инновациям» в 2022 году — 63 место». Тут тоже непонятно, как можно твердо рассчитывать на определенное место в рейтинге, потому что положение в нем зависит от достижений других стран.
«Объем привлеченных инвестиций в стартапы в 2022 году — 67 млрд тенге». Стартапы относятся к частному сектору, причем это высокорискованные инвестиции. Найдется ли столько стартапов, привлекут ли они деньги вообще и в таком объеме, прогнозировать неизвестно и невозможно.
Фактически уже сейчас видно, что программа «Цифровой Казахстан» ставит перед собой невыполнимые цели. Более того, они прямо противоречат социальной политике государства — пять задач президента ставят перед собой повышение производительности труда в отрасли или переход на электронный формат.
Во всем мире это приводит к сокращению рабочих мест, и об этом в Казахстане говорят бизнесмены. Но в программе написано, что будет создано 300 тыс. новых рабочих мест. При этом надо отметить, что часто крупные предприятия расположены в моногородах, где очень трудно трудоустроить сокращенных работников. То есть это крайне проблемные мероприятия.
А для создания 300 тыс. новых рабочих мест в цифровых отраслях надо не только охватывать рынок Казахстана, но и захватить рынки других стран, причем довольно сильно (нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли Казахстана вместе меньше 300 тыс. человек). Для этого надо иметь набор каких-то конкурентоспособных услуг и продуктов, причем мирового уровня, которые пойдут на экспорт. А кто их придумает, внедрит и продвинет на рынке? Непонятно, пока таких фирм у нас нет.
Граждане и цифровизация
Теперь по задачам, где собственно задействовано государство. В задаче «Государство — гражданам» предусмотрены следующие мероприятия:
-Развитие компонентов электронного правительства (ПЭП, ИИС ЦОН, ЕЛ, mgov).
-Развитие электронной биржи труда (консолидация систем ИС «Рынок труда», портал Enbek. kz, частные агентства занятости и онлайн интернет площадки).
-Развитие и внедрение систем социально-трудовой сферы.
-Создание и внедрение системы ведения профилей работника и учета трудовых договоров.
-Создание и внедрение информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости путем консолидации информационных систем (АИС ГЗК, ГБД РН).
-Обеспечение доступа БВУ к государственным базам данных.
-Внедрение виртуального консультанта на основе искусственного интеллекта (Chat-bot), услуг предоставляемых порталом электронного правительства.
-Внедрение платформы для информатизации и обеспечения интероперабельности информационных систем здравоохранения.
-Внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т. ч. «удаленные консультации».
-Создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения.
-Внедрение медицинских информационных систем.
Довольно ограниченный набор направлений для граждан — трудовая сфера, медицина и недвижимость.
При этом нет цифровизации госархивов (ее предложил в 2018 Нурсултан Назарбаев в статье «Семь граней Великой степи»). Нет выкладывания для общего доступа учебников и книг, разработанных в рамках бюджетных программ и так далее.
То есть нет особого анализа, что именно нужно гражданам в цифровом виде?
Почему нет развития платежных систем государства, чтобы гражданин мог напрямую с любого устройства заплатить государству налоги, пошлины, взносы и т. д. Где единые карточки для оплаты услуг?
Карточка «Онай» позволила вывести из тени в сфере общественного транспорта Алматы около 10 млрд тенге в год. Учитывая, что ранее декларировался объем услуг в 21 млрд тенге в год. А сколько миллиардов даст использование таких карточек по всей стране, плюс распространение их на такси и междугородние автобусные перевозки?
Где использование цифровых технологий для борьбы с преступностью — видеокамеры, радары, сигнализации? Они же тоже очень важны, ведь преступность наносит не только прямой ущерб, она снижает инвестиционный потенциал государства.
Кроме того, где реализация целей по транспарентному государству, где новые стандарты по прозрачности деятельности государства?
Также вызывает удивление мероприятие по внедрению медицинских информационных систем. И если они до сих пор не внедрены, как тогда у нас работает ОСМС? Ведь это же необходимое и главное условие для работы медицинского страхования, иначе будет сплошное мошенничество и хищения.
При этом я хочу сказать, что у Казахстана была отличная работа по цифровизации для граждан и без всякой программы — произошло существенное снижение бумажного документооборота. Это очень экономит время и силы. Но конечно, есть еще большие резервы для его снижения.
Бизнес и цифровизация
В задаче «Государство-бизнесу» предусмотрена реализация следующих мероприятий:
-Реализация «единого окна» по мерам господдержки МСБ.
-Создание и внедрение открытой цифровой платформы для МСБ.
-Создание и предоставление базового пакета ИТ услуг и моделей цифровизации бизнес-проектов для МСБ.
-Администрирование НДС с применением технологии blockchain.
-Развитие и внедрение информационной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
-Автоматизация сквозного мониторинга движения товаров.
В первую очередь надо было дать четкие цели по сокращению бумажного документооборота между бизнесом и госорганами. Например, простая вещь вроде посадочных билетов на самолет, командировочных удостоверений и прочих бумаг, которые необходимо сохранять и при необходимости ими отчитываться.
Бизнесу прежде всего нужен доступ к городскому функциональному зонированию и земельному кадастру, чтобы планировать свою деятельность. Этого тут нет. Ну и в целом, где общая цифровизация переписки бизнеса с госорганами? Чтобы, к примеру, все планы госорганов насчет хотя бы проверок, не говоря уже об изменении законодательства, приходили в личный кабинет организации и о них знали заранее.
При этом, опять же, есть большие успехи. Однако надо видеть, что количество разъяснений снижается гораздо меньше. А значит, нужно больше объяснять и писать правовые акты простым языком, чтобы люди их понимали.
Госорганы и цифровизация
В задаче «Цифровизация внутренней деятельности госорганов» предусмотрена реализация следующих мероприятий:
1 Переход к «электронным гражданским делам» и создание электронного зала судебного заседания.
2 Создание и внедрение автоматизированной информационной системы для деятельности следователей и участковых инспекторов полиции органов внутренних дел Республики Казахстан.
3 Создание и внедрение геоинформационной платформы специального назначения.
4 Создание и внедрение проекта «Электронное дело» (Электронное уголовное дело, Единый реестр административных производств, Единый реестр субъектов и объектов проверок, Аналитический центр и Электронные обращения).
5 Повышение собираемости налогов путем интеграции баз данных различных источников.
Цифровизация процессов минфина оказания государственных услуг государственным органам и бизнесу.
6 Развитие ИК-платформы «электронного правительства», включая стандартные решения (IaaS, PaaS, SaaS).
7 Создание и внедрение проекта «Национальная инфраструктура пространственных данных».
8 Создание и внедрение интерактивной панели цифровизации Казахстана для аппаратов президента Республики Казахстан и премьер-министра Республики Казахстан.
9 Создание и внедрение информационной системы «Единый архив электронных документов».
10 Создание и внедрение информационной системы «Национальный банк данных минеральных ресурсов Республики Казахстан».
11 Создание и внедрение автоматизированной системы по сбору данных об авиапассажирах.
12 Создание и внедрение «Единой информационной системы дипломатической службы».
13 Переход на облачный документооборот в государственных органах.
14 Создание и внедрение единой информационной системы науки Казахстана.
15 Создание и внедрение системы управления образования.
16 Создание и внедрение ИС «Е — законодательство».
17 Реализация инициатив по цифровизации объектов культуры.
18 Создание и внедрение единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
Прежде всего, надо отметить, что не было произведено детального анализа количества программ и баз, имеющихся в государственных органах, их качества работы и возможностей по их модернизации.
К примеру, работа с одним обращением в прокуратуре занимает примерно 15−20 минут из-за архаичности и медленной работы соответствующей программы. В итоге сотрудники прокуратуры половину рабочего времени тратят только на оформление обращений.
К тому же перечислены только мероприятия второго этапа работы. А где концептуальное определение, сколько и где будет сохранен бумажный документооборот, где он будет действовать параллельно, а где его вообще не будет?
Будет ли единой система документооборота госорганов, или правоохранительные ведомства будут отдельно? Сколько программ и баз данных в госорганах будет модернизировано?
Интеграция баз данных упомянута в рамках повышения собираемости налогов, но она же нужна в принципе всем государственным органам, и особенно для правоохранительных органов (зачем им отдельная информационная база, когда можно дать доступ в действующие?). Как будет реализована система сохранения, защиты и отслеживания действий пользователей в государственных системах данных, тоже непонятно.
Приоритеты цифровизации
Отдельно надо отметить непонимание разработчиками программы эффекта цифровизации для государства и граждан
В программе как итоги использованы результаты, типичные для корпораций и их реформ по цифровизации — производительность труда, количество стартапов, новые рабочие места, привлеченные инвестиции.
Между тем для государства цифровизация должна базироваться на следующих приоритетах:
1 Сокращение времени на получение госуслуг, которое можно затем оценить в сэкономленных трудоднях, а значит, через зарплату и в денежном эффекте.
2 Сокращение времени на взаимные запросы информации за счет наличия открытых баз данных, где есть большинство нужной бизнесу, населению и другим госорганам информации.
3 Сокращение теневой экономики, а значит, увеличение количества налогов и в целом экономических активов.
4 Улучшение управления, когда за счет увеличения возможностей для сотрудников они могут выполнять свою работу лучше (особенно это касается правоохранительных органов).
5 Повышение информированности граждан и прозрачности госорганов, то есть когда государство выкладывает результаты своей работы в интернет в удобной для граждан форме.
Печально, но надо отметить, что в программе «Цифровой Казахстан» ничего из этого нет в виде целевых индикаторов.
Прогнозируем, что программа не добьется поставленных перед собой результатов и не приведет к развитию Казахстана в цифровой сфере
И мы опять услышим о невыполнении очередной государственной программы. Пока не будет пересмотрена в целом методология составления стратегических документов государственного планирования, ничего не изменится.