23
Сб, нояб

Олжас Худайбергенов: «Скорее всего, в течение 3-5 лет останется 5-7 крупных отечественных банков»

Цифровизация задает уникальный тренд – неважно, какую услугу ты оказываешь, наличие большого количества потребителей позволяет формировать экосистемы и выходить на услуги, которые раньше считались технически невозможными, считает экономист, экс-советник главы Нацбанка и владелец компании CSI Group Олжас Худайбергенов.

«Объединение Халыка и Казкома создало супербанк с общими активами в 8,1 трлн тенге, что составляет треть от общих активов банковской системы. Теперь, за вычетом Казкома, число банков сократилось до 31. Но надо отнять еще три (Эксимбанк, Казакбанк и Банк Астаны – суммарно активов около 530 млрд тенге) – остается 28. Из этого числа надо отнять Жилстройсбербанк (по сути, некоммерческий банк с активами в 850 млрд тенге). Из 27 оставшихся банков 13 являются дочерними подразделениями иностранных банков. Итого, осталось всего 14 отечественных банков, а за вычетом еще двух-трех «зомбибанков»  число отечественных банков уже меньше иностранных, хотя по активам доля последних меньше 15%. Скорее всего, в течение трех-пяти лет останется пять-семь крупных отечественных банков, а число иностранных будет сохраняться, хотя доля в активах будет постепенно расти», – считает экономист.

Отдельно он выделяет Цеснабанк, который, по его мнению, «после 150 млрд тенге займа Нацбанка и 450 млрд тенге, которые поступят от ФПК взамен плохих кредитов», будет иметь отличное финансовое положение.

Также он считает, что «тренд очистки от большей части плохих активов банков, образовавшихся до 2014 года», продолжится следующие два-три года.

В целом, по мнению г-на Худайбергенова, частные банки показали крайне низкое качество управления, куда меньше того же квазигоссектора. При этом он отмечает лишь Kaspi Bank, «который является «атлетически натренированным»  банком (его модель бизнеса является крайне устойчивой и способна выдерживать набеги вкладчиков до двух-трех месяцев, а за это время любая паника успокаивается)».

При этом в телекомсекторе также идет активная деятельность. Так, компания Beeline создала свое приложение и формирует целую экосистему, где есть и банковские услуги от переводов до кредитования. Это помимо услуги оплаты, кабельного телевидения и интернета.

«Несмотря на свои заметные успехи, и Beeline, и Kaspi рискуют уступить другому игроку, который пока скрывает свои амбиции, хотя уже реализовал все необходимые действия для рывка – это Казахтелеком. При некоторых «первородных» изъянах квазигосударственности, Казахтелеком имеет устойчивую финансовую модель, причем часть выручки поступает от экспорта цифровых услуг, в том числе Павлодарского ЦОДа», – пишет Олжас Худайбергенов. 

«Казахтелеком является акционером Altel и совместного предприятия Tele AB. Скорее всего, в ближайшие три-шесть месяцев будет завершена сделка по Kcell, а потом по приобретению 100% пакета Теле2-Казахстан. Такая консолидация:

- сильно прижмет Билайн, и мы увидим мощную конкуренцию между Билайн и Кселл/Теле2/Алтел. Последние трое, объединившись, смогут реализовать проект по внедрению 5G, и для них, учитывая интеграцию с Казахтелекомом, это будет куда дешевле и легче, чем для Билайна;

- явно усилит позиции Казахтелекома по всему периметру имеющихся услуг (кабельный интернет, телевидение, связь и т. д.);

- обеспечит широкий доступ к потребителю, что позволит выйти на рынок банковских услуг (оплата, переводы, кредитование), причем кредитование можно сконцентрировать на розничном секторе и МСБ, которые являются самыми маржинальными, помимо высокого процентного дохода, обеспечивая непроцентные доходы, что заставит банки активнее трансформировать свою бизнес-модель, если захотят выжить;

- создает возможности для big data аналитики – Казахтелеком является еще оператором фискальных данных, что вкупе с данными, формирующимся по другим услугам, создает широкое поле возможностей для коммерческой аналитики.

Действия Казахтелекома, несомненно, вызовут обострение конкуренции и трансформацию во всех секторах, где он будет представлен. Интересно, что тренд задает именно госкомпания, а не частная. Ожидающееся IPO сократит долю государства в компании до 40% и менее. Это, конечно, вызовет оптимизацию затрат компании. Если выкупленные три сотовых оператора объединятся, то там тоже будет хорошая экономия. Если все пойдет по данному сценарию, то следующий этап экспансии должен быть в сопредельные государства», – прогнозирует экономист....