13
Ср, нояб

Желание Узбекистана построить АЭС на своей территории сильнее, чем у Казахстана

Желание Узбекистана построить атомную электростанцию (АЭС) на своей территории сильнее, чем у Казахстана, считает заместитель заведующего отделом современной истории и международных исследований Института истории Академии наук Узбекистана Равшан Назаров.

«Согласно меморандуму между ГК «Росатом» и Академией наук Узбекистана созданы две рабочие группы: для работы по проекту строительства АЭС в Узбекистане и в области научно-технологического развития. В частности, с 2018/2019 учебного года для Узбекистана выделена квота на обучение студентов по ядерным специальностям в России. Кроме того, в Узбекистане будет открыт филиал российского Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», — отметил эксперт.

По мнению Р.Назарова, уже есть предварительные данные о том, во сколько России и Узбекистану обойдется АЭС. «Стоимость проекта ориентировочно составит $13 млрд, из них экспортные инвестиции российской стороны — $11,3 млрд (87%)», — уточнил эксперт.

Отвечая на вопрос, почему Казахстан, который раньше Узбекистана начал обсуждать с Россией строительство АЭС, но так и не договорился, Р.Назаров подчеркнул, что все намного сложнее, как может показаться на первый взгляд.

«В Институте атомной энергии Казахстана подсчитали, что разведанные запасы урана в стране составляют порядка 18-20% от мировых запасов и 43,6% от запасов энергоносителей в республике в пересчете на условное топливо. Возникает парадоксальная ситуация, когда Казахстан, занимая 3-е место в мире по запасам урана и 1-е место по его добыче, не может пока развить полную технологическую цепочку — от добычи урана до получения из него электроэнергии. Поэтому Казахстан пока лишь продает урановое сырье другим странам», — продолжил сотрудник института истории.

Между тем, подметил эксперт, еще в 2013 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на совещании по «Стратегии-2050» говорил о необходимости строительства АЭС в стране. «Два года спустя, в 2015-м, тогдашний министр энергетики Владимир Школьник сообщил о возможном строительстве двух электростанций — в районе Курчатова (Восточный Казахстан) и поселке Улкен (Балхаш, Алматинская область). Однако все эти планы так и остались лишь на бумаге», — выражает сожаление Р.Назаров.

Причем ключевыми факторами, которые тормозят строительство АЭС в Казахстане, он назвал недостаточную мотивацию политических и экономических структур РК к решению энергетических проблем, серьезную стоимость проекта (не менее $5 млрд), и «радиофобию», так как значительная часть казахстанцев не понаслышке знает, что такое Семипалатинский полигон, Байконур, полигоны Эмба, Капустин яр, Сары-Шаган, и остро реагирует на негативную информацию об авариях на АЭС, последней из которых стала Фукусима в Японии в 2011 году.

Вместе с тем, по словам эксперта, Узбекистану АЭС нужна как воздух. «Экономика республики растет, принята программа, которая призвана ускорить экономический рост. А пока основу узбекской энергетической системы составляют тепловые электростанции (ТЭС), где генерируется около 86% электроэнергии, производимой в республике. На ГЭС же приходится всего 14%. Поэтому приоритетным в Узбекистане стал вопрос строительства АЭС – это и быстрее, и эффективнее, так как даст возможность быстро закрыть дефицит генерации», — подчеркнул Р.Назаров.

Дефицит же электроэнергии, по мнению сотрудника института истории, налицо. «В 2006 году потребность в электроэнергии составляла 49,3 млрд кВтч, к 2017 году она выросла до 60,7 млрд кВтч (на 18%), а к 2020 году (по прогнозу) — до 71,8 млрд кВтч (на 15,5% по сравнению с 2017 годом)», — продолжил эксперт.

Также руководство Узбекистана, отметил Р.Назаров, исходит из прагматичных соображений. «Оно учитывает, что срок службы оборудования современных АЭС составляет 50-60 лет в отличие от 30-35 лет угольных ТЭС», — подчеркнул эксперт.

Вслед за Узбекистаном Казахстан, по его словам, должен ускорить процесс переговоров с Россией по вопросу строительства АЭС.

«В Казахстане данное решение должны принять ориентировочно в конце 2018-го – начале 2019 года. В 2018 году должен пройти международный конкурс на разработку технико-экономического обоснования строительства АЭС на территории РК. В Национальном ядерном центре считают, что идеальным местом для АЭС может стать Балхаш с его серьезными водными ресурсами, столь необходимыми для технологического охлаждения блоков АЭС. Другим вариантом является Мангышлак. Существующая площадка ТОО «МАЭК-Казатомпром» в Актау имеет необходимую инфраструктуру для строительства и эксплуатации АЭС, что удешевит реализацию проекта», — привел аргументы Р.Назаров.

Однако проект строительства АЭС в Казахстане пока находится в замороженном состоянии и «разморозить» его могут только реальные перспективы энергетического дефицита, резюмировал он.

Напомним, 29 декабря 2017 года Узбекистан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Оно предполагает совместную работу по ряду направлений, в том числе по строительству АЭС и разработке урановых месторождений.

Соглашением предусмотрено сотрудничество по проектированию и строительству на территории Узбекистана, вводу в эксплуатацию и эксплуатации АЭС в составе двух энергоблоков на основе энергореактора по российскому проекту установленной мощностью каждого энергоблока до 1,2 ГВт. Первый блок планируется сдать в эксплуатацию до 2028 года.

7 сентября 2018 года в Москве Россия и Узбекистан подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве АЭС на территории Узбекистана, меморандум между ГК «Росатом» и Академией наук Узбекистана и ряд других документов.

Подготовлено zonakz.net