Как выяснил Forbes, представители малого и среднего бизнеса выступили против инициативы ввести уголовную ответственность за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. В своем письме к московским властям они попросили пересмотреть или хотя бы отложить эту меру.
Общероссийская организация малого и среднего бизнеса «Опора России» направила обращение к властям Москвы с просьбой не вводить уголовную ответственность для предпринимателей за увольнение предпенсионеров. Письмо (копия есть у Forbes), подготовленное московским отделением организации, адресовано председателю Московской городской думы Алексею Шапошникову.
Авторы обращения просят власти обратить внимание «на серьезную озабоченность малого и среднего бизнеса столицы в связи с предложенной мерой по привлечению работодателей к уголовной ответственности» из-за увольнения или отказа взять на работу людей предпенсионного возраста. По мнению членов организации, малый и средний бизнес сегодня и так находятся в затруднительном положении и «не успевают или не имеет возможности адаптироваться» к очередному резкому ужесточению требований.
Представители «Опоры России» просят власти пересмотреть меру по привлечению работодателя к уголовной ответственности за увольнение сотрудника предпенсионного возраста или хотя бы отложить ее, дав бизнесу время для принятия необходимых управленческих решений. Организация также попросила разработать комплекс мер экономического характера, который стимулировал бы предпринимателей нанимать сотрудников предпенсионного возраста, а также сохранять их на рабочих местах до выхода на пенсию. Ранее с подобными предложениями выступила «Деловая Россия».
Законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров, был принят Госдумой в первом чтении 13 сентября. Согласно документу, на нарушителя предлагается наложить штраф или принудить к обязательным работам до 360 часов. Под предпенсионным возрастом в документе понимается «период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ».
Страхи бизнеса
Малый и средний бизнес обеспокоены, в первую очередь, тем, что им придется создавать для предпенсионеров особые условия труда, (например, гибкий график, неполный рабочий день, дополнительные выходные для решения вопросов, связанных со здоровьем, отпуска, больничные и прочее). Об этом сообщили в ходе опроса, проведенного московским отделением «Опоры России», 77% респондентов. Опрос проводился в июле и августе среди 500 предпринимателей из Москвы и Московской области.
Также среди причин, по которым малый и средний бизнес пока не готовы принимать и удерживать на работе предпенсионеров, предприниматели указали то, что пожилые люди плохо владеют компьютером и другими современными технологиями (57%).
Бизнес смущает необходимость дополнительных затрат на переобучение предпенсионеров (47%), также он опасается, что возрастные сотрудники плохо адаптируются к работе в молодом коллективе и не смогут подчиняться более молодому начальству (75%).
Кроме того, почти 47% опрошенных предпринимателей боятся нанимать предпенсионеров «из-за возможных трудовых споров и последующих проблем с трудовой инспекцией». «В связи с этим около 32% потенциальных работодателей не рискнули бы взять на работу сотрудника предпенсионного возраста, а 54% вовсе высказали опасение, что это может затормозить развитие их бизнеса», — говорится в документе.
Последствия реформы
Среди опрошенных предпринимателей 53,2% также отметили, что пенсионная реформа скажется на их бизнесе негативно. «Если речь идет об уголовной ответственности работодателя, то, безусловно, это ключевой риск пенсионной реформы для МСБ», — считает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.
«Подобная инициатива призвана снять напряжение, связанное с повышением пенсионного возраста», — соглашается и замдиректора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева.
Для малого и среднего бизнеса введение такой ответственности будет иметь более тяжелые последствия, чем для крупного. По мнению Карины Артемьевой, «кадровая вселенная» в маленьких компаниях значительно уже, чем у крупных корпораций, где и штатное расписание разветвлено, и есть возможность ротации кадров в рамках крупных дивизионов и департаментов.
«Для МСБ, с точки зрения контроля расходов, критично брать на работу дублирующий персонал», — говорит эксперт.
Введение уголовной ответственности за увольнение до пенсии, вероятнее всего, приведет к обратному эффекту, говорят опрошенные Forbes эксперты.
«Если поправки все же вступят в силу, то бизнес будет действовать предсказуемо, то есть станет минимизировать риски. Предприниматели не будут вступать с предпенсионерами ни в какие отношения вообще или сократят их до минимума», — считает член Совета Московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов.
О подобных рисках ранее говорил Forbes и президент организации «Деловая Россия» Алексей Репник. По его словам, предприниматели не намерены увольнять своих сотрудников старшего возраста, так как их опыт и квалификация для многих компаний незаменимы.
Но так как предприниматели часто вынуждены расставаться со своими сотрудниками по причинам экономического характера, в этом контексте бизнесмены «будут бояться брать людей на работу, потому что будут понимать, что, независимо от ситуации, они не смогут с ними расстаться». В таком случае есть риск, что компании просто не будут брать новых сотрудников, говорит Репник.
Слишком тяжелая ноша
Уголовное преследование нанимателя выглядит слишком суровым для такого рода нарушений, говорят юристы. «В данном случае наличие судимости, на мой взгляд, является несравнимо более тяжким последствием для осужденного работодателя, чем штраф или исправительные работы. Очевидно, что налицо признаки нарушения баланса общественных интересов, уже не говоря об интересах бизнеса», — считает управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов.
С тем, что опасен для бизнеса именно факт привлечения к уголовной ответственности, соглашается и Юлия Галуева из «Амулекс». По ее словам, эта инициатива может в итоге привести к таким негативным последствиям, как рост неофициального трудоустройства, привлечение к работе менее квалифицированных работников, а также к падению дисциплины труда со стороны «предпенсионеров».