К настоящему моменту в столицу Казахстана погружено и перевезено железнодорожным транспортном почти 60,5 тыс. тонн коммунально-бытового угля, сообщил 10 августа генеральный директор АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев.
«Для Астаны коммунально-бытового угля было погружено и перевезено железнодорожным транспортном почти 60,5 тыс. тонн, что на 17,8 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года», - сказал Саурбаев на совещании в столичном акимате.
Он отметил, что повышение перевозок в летний период связано с ситуацией прошлого отопительного сезона, когда из-за сезонных остановок работы на нескольких карьерах и проблем с разгрузкой подвижного состава возник дефицит угля в разгар отопительного периода и рост цен на уголь.
В сентябре-октябре прошлого года в ряде регионов Казахстана, включая Астану, стоимость тонны угля выросла в среднем на 6,6%, до 11 тыс тенге. При этом в министерстве энергетики заявляли, что добыча угля в этот период была увеличена, то есть его стоимость не должна была вырасти такими темпами. Вдобавок из-за похолодания отопительный сезон в 2017 году начался раньше срока, а необходимые запасы угля к этому периоду не были созданы.
В результате власти рекомендовали производителям, перевозчикам и потребителям начинать активную работу по заготовке угля в летний период.
«Мы провели совещание с грузоотправителями, чтобы в этот летний период максимально отгрузить уголь, дабы избежать осеннего срыва в поставке угля», – подтвердил это намерение на совещании 10 августа Саурбаев.
В свою очередь, руководитель управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Астаны Ербол Толеуов напомнил, что в данный момент в столице имеется 7 основных реализаторов угольной продукции, а общий запас твердого топлива по состоянию на 7 августа составлял 9 тыс. 590 тонн.
По его словам, одной из причин возникновения социального напряжения на уголь является его нехватка на тупиках в пиковый период продаж.
«Это связано с тем, что население города, использующее твердое топливо, с началом холодов массово начинает покупку угля. В пиковый период имеются случаи продажи угля по завышенным ценам. Также сказывается нехватка вагонов со стороны АО «НК «Қазахстан Темир Жолы» в связи с массовым поступлением заявок на перевозку угля», – отметил Толеуов.
В этой связи аким Астаны Асет Исекешев дал поручение АО «КТЖ - Грузовые перевозки» взять на особый контроль вопрос обеспечения вагонов поставки угля в столицу, а управлению энергетики вести ежедневный контроль по реализации угля и функционированию горячей линии. Кроме того, уполномоченным органам дано поручение создать штаб под председательством Космана Айтмухаметова по контролю за решением всех вопросов, касающихся реализации угля и ГСМ.
Департаменту государственных доходов и управлению топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства дано поручение рассмотреть алгоритм по недопущению роста цен на уголь совместно с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики. В случае выявления проводить необходимые мероприятия, предусмотренные законодательством.
Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК в прошлом году был проведен анализ на предмет выявления доминантов на столичном угольном рынке. В текущем году уже было завершено расследование в отношении ТОО «Северэнергоугольснаб», ТОО «Медина Трэйд», ИП Айткожынова и ТОО «Умар KZ» и ТОО «ЖигерАстана», которые, согласно постановлению суда, были привлечены к административной ответственности: сумма общих штрафов составила порядка 7 млн тенге с конфискацией монопольных доходов в 20 млн тенге.
Почему Казахстан не может полностью отказаться от российского бензина?
Вместе с тем, по информации АО «Астана-Энергия», потребление угля за период отопительного сезона 2017/18 годов составило 2 млн 945 тыс. тонн, из них 2 млн 545 тыс. тонн потребили станции, население сожгло около 400 тыс. тонн угля.
Подготовлено www.kursiv.kz