Динамика цен на нефть в условиях неопределенности и неравномерного восстановления мировой экономики остается неоднозначной, считает заместитель председателя Национального Банка Алия Молдабекова.
О ситуации на внешних рынках
В апреле последствия неравномерного распределения вакцин стали прослеживаться очень четко: если в Индии и Турции нарастали рекордные показатели новых случаев СOVID-19 и вводились жесткие карантинные условия, то в Израиле, США и Великобритании масштабные кампании вакцинации позволили начать постепенное снятие введенных ограничений.
Восстановление мировой экономики также происходит неравномерно: рост экономики США по итогам I квартала 2021 года составил 6,4%, еврозоны – (-)0,6%, Китая – 0,6%. Ожидается, что основными драйверами глобального экономического роста в 2021 году будут США и Китай.
Несмотря на позитивные сигналы активного восстановления экономики и ускорения инфляции в США, рост доходностей казначейских облигаций Штатов прервался в апреле на фоне комментариев главы ФРС Дж. Пауэлла о длительном восстановлении экономики в связи со слабым восстановлением секторов, наиболее пострадавших от пандемии, и повышенным уровнем безработицы. Доходности по 10-летним облигациям откатились от рекордных значений конца марта на 10 б.п., до 1,63%. На этом фоне позиции доллара США против валют развитых стран ослабли, индекс DXY снизился на 2,1% за месяц.
Многие аналитики считают, что рост доходностей, возможно, вскоре возобновится на фоне объявленного Президентом США плана поддержки экономики на 4 трлн долл. США. Напомню, что Дж. Байден анонсировал вторую часть плана на сумму 1,8 трлн долл. США, направленного на социальную поддержку американских семей, в дополнение к ранее объявленным инфраструктурным мерам на сумму 2,25 трлн долл. США.
Фондовые индексы США демонстрировали рост на фоне вакцинации против COVID-19 и позитивных новостей о мерах фискального стимулирования: так, S&P вырос на 5,2%, Nasdaq – на 5,5%, Dow Jones – на 2,7%.
Дополнительные стимулирующие фискальные меры, представленные Дж. Байденом, а также обещание ФРС США сохранять мягкие денежно-кредитные условия до 2022 года усиливают ожидания по росту инфляции и доходностей ГЦБ США, что является одним из ключевых риск-факторов для рынков ЕМ.
Динамика валют развивающихся рынков за апрель была разнонаправленной: индийская рупия и турецкая лира ослабли на 1,3% и 0,9% за месяц на фоне увеличения заболеваний COVID-19, в то время как бразильский реал укрепился на 3,4% после разрешения политических разногласий касательно бюджета Бразилии. Российский рубль значительно ослаб в начале апреля на 2,35% из-за эскалации напряженности в российско-украинских отношениях и возросшей вероятности санкций со стороны западных стран. Однако последовавшие ожидаемые санкции по запрету финучреждениям США участвовать в первичном размещении ОФЗ, а также повышение базовой ставки ЦБ РФ сразу на 50 б.п., до 5%, оказали поддержку рублю, который укрепился за месяц на 0,46%, до уровня 75,2 против доллара США.
О динамике цен на нефть эталонных марок
Рынок нефти характеризовался волатильностью. За апрель цены на нефть марки Brent выросли на 5,8%, с 63,54 до 67,25 долларов США за баррель, вернувшись к пиковым значениям, достигнутым в середине марта. Котировки нефти, как и прежде, сильно зависят от спроса и предложения на рынке на фоне борьбы мирового сообщества против коронавирусной инфекции и темпов восстановления мировой экономики.
Увеличение числа вакцинированных в некоторых крупнейших странах внушает оптимизм касательно продолжения увеличения потребления энергоносителей. Отдельные штаты США переходят к смягчению карантинных ограничений, поскольку более 40% населения вакцинировалось. Согласно целям, озвученным президентом США Дж. Байденом, к 4 июля планируется вакцинировать 70% взрослого населения. Также Европейская комиссия предложила разрешить въезд в ЕС людям из стран с «хорошей эпидемиологической ситуацией» и полностью вакцинированных от COVID-19. Рост числа вакцинированных, а также ослабление карантинных ограничений могут позволить реализовать отложенный туристический спрос на поездки и путешествия.
По данным Информационного агентства энергетики США (EIA), которое на еженедельной основе публикует данные по изменениям запасов коммерческой нефти, нетто-снижение запасов нефти в США в апреле составило порядка 8,7 млн баррелей, а за прошедшую неделю – еще на 8 млн баррелей, что было лучше ожиданий аналитиков и свидетельствует о восстановлении спроса на топливо. С начала мая цена на нефть выросла на 2,3%, до 68,8 доллара за баррель.
Тем не менее факторы риска снижения цен на нефть остаются. В конце апреля на ежемесячном заседании страны ОПЕК+ сохранили принятое в начале месяца решение по постепенному увеличению добычи в мае-июле. Текущая эпидемиологическая ситуация в Индии – третьем крупнейшем импортере сырой нефти в мире – вызывает серьезные опасения. Дополнительное давление на рынок также оказывает потенциальное увеличение экспорта со стороны Ирана по мере продвижения сделки между США и Ираном по ядерной программе.
О динамике курса национальной валюты на фоне роста цен на нефть
Помимо нефтяных котировок, курс тенге находится под воздействием изменения глобальной стоимости доллара США, курсов валют стран – торговых партнеров Казахстана, риск-аппетита нерезидентов, а также внутренних факторов. Совокупность этих факторов оказывала давление на курс тенге и это нивелировало позитивный эффект от роста цен на нефть.
Тенденции для ослабления курса тенге сформировались в начале апреля и были вызваны сокращением инвестиций нерезидентов в ГЦБ РК. Если в марте сократился только объем новых инвестиций в ГЦБ, то в апреле мы наблюдали нетто-оттоки, и общие позиции нерезидентов в ГЦБ РК сократились на 248 млн долл. США.
Дополнительное давление в первой половине месяца оказывала волатильность нефтяных котировок и российского рубля. Ужесточение санкционной риторики США в отношении РФ повлияло на ослабление курса российского рубля до отметки 77,4. В результате курс тенге к середине апреля ослаб на 2% и достиг максимально уровня 433,55 тенге за доллар.
По итогам второй половины месяца тенге частично отыграл предыдущие потери, укрепившись до 428,75. Позитивной динамике национальной валюты способствовали рост нефтяных котировок и налоговые выплаты экспортеров к концу месяца.
Поддержку валютному рынку продолжают оказывать продажа валюты из Национального фонда в рамках выделения трансфертов в бюджет и реализация экспортной выручки со стороны квазигосударственного сектора. Продажи квазигосударственного сектора в апреле составили 175 млн долл. США. Интервенций со стороны Национального Банка не было.
Необходимо также отметить, что на фоне восстановления экономической активности объем торгов по паре «тенге – доллар» на Казахстанской бирже продолжает расти: если в январе он составлял 2,2 млрд долларов США, то в апреле объем вырос до 2,84 млрд долл. США.
С начала мая на фоне роста цен на нефть тенге укрепился на 0,6%, до уровня 426,14 тенге за доллар.
О состоянии золотовалютных активов НБРК
По предварительным данным, золотовалютные резервы на 30 апреля т.г. составили 34,2 млрд долл. США, увеличившись за месяц на 690 млн долл. США.
Рост резервов произошел на фоне роста портфеля золота на 1,3 млрд долл. США. Рост стоимости ценного металла возобновился благодаря падению доходностей казначейских облигаций США, за апрель цена выросла с 1685 до 1769 долл. США за унцию, или на 5,0%.
Цена на золото продолжает демонстрировать высокую волатильность. Уже с начала мая на фоне выхода слабых данных по рынку труда в США и ослабления доллара котировки золота превысили отметку в 1840 долларов за унцию.
Активы в свободно конвертируемой валюте снизились на 635 млн долл. США, основными причинами стали уменьшение вкладов БВУ в Национальном Банке на 472 млн долл. США и выплаты госдолга на 88 млн долл. США.
О динамике активов Национального фонда
Валютные активы Национального фонда, по предварительным данным, составили 57,6 млрд долл. США, увеличившись за месяц на 530 млн долл. США.
Основной причиной роста объема Национального фонда является инвестиционный доход, который по результатам апреля составил 1,1 млрд долл. США, преимущественно благодаря восстановлению на рынке облигаций и продолжающемуся росту на рынке акций. Так, рост портфеля акций в апреле составил около 700 млн долл. США, портфеля облигаций – 300 млн долл. США и золота – 100 млн долл. США.
Также росту активов Национального фонда способствовали поступления, которые в апреле составили 122 млрд тенге, в том числе в иностранной валюте около 200 млн долл. США. С начала года объем поступлений в фонд составили 394 млрд тенге.
Объем гарантированного и целевого трансфертов из Национального фонда в бюджет составил 333 млрд тенге. Для его осуществления на валютном рынке было продано активов из Национального фонда на сумму 788 млн долл. США.
О сохраняющихся вызовах для национальной валюты в текущем году
Что касается внешних вызовов, то ужесточение денежно-кредитных условий в развитых странах может спровоцировать отток портфельных инвестиций нерезидентов из развивающихся стран. Вовлеченность финансового рынка РК в мировые потоки капитала также ставит вызовы для курса тенге в случае резкого изменения сентимента инвесторов – притока и оттока нерезидентов из ГЦБ РК. В настоящее время внимание международных инвесторов сосредоточено на оценке момента сворачивания мягких монетарных условий в США. При этом некоторые представители ФРС США считают, что рассмотрение данных вопросов может быть инициировано по достижению 75% вакцинации населения.
Также к основным внешним вызовам для курса тенге можно отнести вспышки распространения коронавирусной инфекции в ряде крупных развивающихся стран и, как следствие, неустойчивость восстановления роста мировой экономики, волатильность цен на нефть, а также санкционные риски в отношении крупнейшего торгового партнера – России.
К внутренним вызовам для курса тенге следует отнести сохраняющийся дефицит текущего счета платежного баланса. Дополнительный спрос на иностранную валюту может быть вызван ростом экспорта, а также необходимостью погашения внешних обязательств.
Продолжающаяся вакцинация и восстановление мировой экономики являются основными предпосылками для формирования устойчивого спроса на энергоресурсы, что в свою очередь будет определяющим фактором для дальнейшей динамики тенге.
Источник: НБРК