Технологические компании так называемой новой экономики много лет подряд не приносят прибыли и сжигают деньги, но тем не менее оцениваются в миллиарды долларов. Почему так происходит, сколько продлится и к чему приведет?
Рыночные аналитики десятки лет пользовались стандартными показателями для оценки компаний: выручка, EBITDA, price to equity и др. За прибыльные платили больше, за убыточные меньше. И вдруг мир сошел с ума. В технологические компании так называемой новой экономики, которые много лет подряд жгут деньги и не приносят прибыли, выстроилась очередь инвесторов, готовых покупать доли по оценке в миллиарды долларов. Примеров много — Crowdstrike, Slack, Uber, Grubhub. Почему это происходит?
Молодые компании отдают пользователям качественные, дорогие продукты бесплатно или за очень небольшие деньги. Когда такие игроки приходят в традиционную индустрию, цены снижаются: дешевеет такси, стремятся к нулю стоимость доставки из магазина и банковские комиссии. И кажется, эти стартапы должны разориться, предварительно разорив конкурентов, но они продолжают развиваться, привлекать пользователей и расти в цене.
Стандартные оценки бизнеса не работают в новой экономике, потому что это экономика больших чисел. Текущими затратами для новых компаний становятся так называемые sunk cost — расходы на разработку, которые сделаны и уже фундаментально не влияют на операционные результаты бизнеса. Это как расходы на дорогое образование, когда ты один раз потратил деньги, а дальше получаешь только доход.
Стоимость самой дорогой разработки растворяется, когда речь идет о возможности выйти со своим продуктом на миллионную и даже миллиардную аудиторию меньше чем за год. Всего за неделю число игроков Apex Legends выросло с нуля до 25 млн. У Facebook 2,7 млрд пользователей. Это в два раза больше населения Китая. Никогда в истории у компаний не было возможности масштабировать продукты с такой скоростью.
Важно понимать, что unit-экономика не становится позитивной в один день. Но новая экономика и не смотрит на бизнес в моменте. Цена компании определяется будущим, а не настоящим. Facebook набирал пользователей и долгое время не знал, как будет их монетизировать. Цифры Uber смогут сойтись в момент, когда получат распространение роботакси. А Beyond Meat, чьи акции есть у каждой американской домохозяйки, растет на вере в то, что в один момент идейное вегетарианство станет массовым.
Вернутся ли инвесторы к привычным взглядам и начнут ли пытаться оценить новые компании по EBITDA и прибыли? Традиционные метрики не подходят для масштабирования такого уровня, они не учитывают экосистемный эффект, когда некоторые сервисы предлагаются бесплатно и окупаются за счет других. Да и EBITDA неприменима к быстрорастущему бизнесу, который все заработанные деньги вкладывает в рост.
Это пузырь? Возможно. Лопнувший пузырь доткомов оставил нам интернет. А новые бизнес-модели технологических компаний оставят структуру экономики, которая кардинально отличается от того, что мы видели даже 10 лет назад.
Источник https://forbes.kz