В 2019 г. Евразийский экономический союз празднует свой пятилетний юбилей. 29 мая в Нур-Султане состоялся приуроченный к этому событию саммит ЕАЭС, на котором, в частности, были подведены итоги работы союза. «Евразия.Эксперт» продолжает публикацию материалов, посвященных результатам интеграции стран – участниц объединения в различных отраслях.
Ранее мы уже писали о прогрессе в формировании единых рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергетики. Преимущества принятия Таможенного кодекса ЕАЭС в эксклюзивном интервью для нашего издания раскрыл член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.
- Мукай Асанович, событием №1 для «евразийской пятерки» в 2018 г. стало вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС). Позвольте несколько наивный вопрос: кодекс вступил в силу под бой курантов в новогоднюю ночь, а что происходило в этот момент на границе? Каким образом извещались перевозчики, которых смена законодательства застала в пути, и сотрудники таможенных органов, дежурившие на границе? И по какому часовому поясу происходил сам процесс смены законодательства?
- Граница не встала (улыбается). На всей территории Союза ТК ЕАЭС вступил в силу по местному времени. То есть раньше всего на новое таможенное законодательство перешли во Владивостоке, а позже всего – в Калининграде.
Перевозчики, представившие документы в таможенный орган до наступления полуночи, проезжали по старым правилам, остальные – уже по новым.
Полный переход на все технические новшества, которые были заложены в ТК ЕАЭС, – это не одномоментный процесс.
Попросту не могла возникнуть ситуация, когда участник ВЭД готовил один пакет документов, а после боя курантов он «превратился бы в тыкву», и нужно было оперативно готовить абсолютно другие документы. Поэтому никаких проблем с прохождением границы в новогоднюю ночь быть не могло.
- Комиссия каким-то образом координировала этот процесс?
- Наша основная задача была синхронизировать вступление в силу ТК ЕАЭС на всей территории Союза. Для этого после подписания Договора о ТК ЕАЭС главы государств сделали совместное заявление о стремлении обеспечить завершение ратификационных процедур с тем расчетом, чтобы Кодекс вступил в силу 1 января 2018 г. на всей территории Союза. В течение декабря 2017 г. в Комиссию по дипломатическим каналам поступали ратификационные грамоты от стран.
В ЕЭК была создана дежурная группа из сотрудников таможенного, правового, технического и информационного блоков, которая зафиксировала поступление последней ратификационной грамоты и произвела все необходимые юридические процедуры. В 00:00 1 января на всех информационных ресурсах Союза была опубликована информация о вступлении в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, во все СМИ Союза поступили информационные сообщения о переходе на новое таможенное законодательство.
- То есть для кого-то из сотрудников Комиссии праздник наступил позже?
- Служба обязывает.
- Союз отработал по новым таможенным правилам год. При этом, как вы отметили, полный переход на новое законодательство – это не одномоментный процесс. На каком этапе Союз сейчас и можно ли уже подводить какие-то итоги?
- Новым Кодексом большой объем таможенных процессов был унифицирован. Те нормы, которые ранее регулировались на национальном уровне, были переданы на наднациональный.
Компетенция Комиссии в сфере таможенного регулирования была расширена. Условно эту компетенцию можно разделить на два блока. Вопросы первого уровня (то есть те, без которых ТК не будет работать), и второго (решения, которые должны обеспечить технологическую модернизацию таможенного регулирования в Союзе).
В первую очередь, Комиссия и страны отработали блок вопросов первого уровня. Около 80% тех норм Кодекса, которые требовали оперативной разработки решений ЕЭК, приняты.
Сейчас мы сосредоточились на компетенции второго уровня, которая при полной реализации позволит перейти Союзу на кардинально новый уровень регулирования и осуществления внешнеэкономической деятельности. Пока из этого блока реализовано всего 20-30%. ЕЭК совместно со странами и бизнесом определила перечень вопросов из этого блока, под которые решения будут разрабатываться в 2019 г. Поэтому подводить итоги пока рано. Мы нацелены довести дело до конца.
- Сколько времени займет этот процесс?
- По нашим оценкам, разработка решений, форматов и структур электронных документов под новый Таможенный кодекс продлится до 2021-2022 г. На основании этих решений таможенные службы должны будут доработать свои информационные системы. В конце этого долгого процесса мы должны перейти на полное автоматизированное таможенное регулирование в Союзе.
- Какова роль бизнеса в этом процессе?
- Сегодня ни одно заседание таможенного блока не проходит без представителей бизнес-сообществ «пятерки». Это наша принципиальная позиция.
В декабре 2013 г. (первое заседание по ТК ЕАЭС – прим.) впервые в истории постсоветских стран бизнес-сообщество получило реальную, а не формальную возможность участвовать в разработке международного договора как на этапе выработки концепции, так и на этапах внесения конкретных формулировок в текст.
Представители бизнес-ассоциаций стран ЕАЭС конструктивно обосновывали свои предложения. Большинство из них нашли отражение в ТК ЕАЭС. Удалось это в первую очередь потому, что участники внешнеэкономической деятельности связали все риски, которые таможня видела, со своими обязательствами. По сути, сегодня бизнес и таможни стран ЕАЭС взаимодействуют по правилам, о которых заранее договорились, которые совместно разработали и сейчас вводят в действие.
Формат себя оправдал, поэтому мы сохранили и распространили его на все нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования, которые сейчас разрабатываются и будут разрабатываться на общесоюзном уровне.
Источник: Eurasia.expert