Руководитель по развитию финрынков AIX Тимур Абушкин рассказал, на что делает ставки биржа в своей работе
Для инвесторов и эмитентов разделение фондового рынка одной страны между двумя площадками несет неудобства, поэтому бирже Международного финансового центра «Астана» (AIX) и Казахстанской фондовой бирже (KASE) лучше всего действовать согласованно. Это поможет разбудить рынок капитала, заметил в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» руководитель по развитию финансовых рынков AIX Тимур Абушкин. Он также рассказал, на что делает ставки биржа МФЦА в своей работе и к каким секторам AIX инвесторы проявляют активный интерес.
– Тимур, каким вам видится казахстанский рынок капитала?
– На сегодняшний день рынок капитала в стране все еще находится в зачаточном состоянии, поскольку долгое время это был рынок локального инвестора и локального эмитента. С появлением AIX мы стараемся обеспечить доступ глобальных инвесторов не только в Казахстан, но и в целом в регион Центральной Азии, а также предоставить возможность местным и международным эмитентам привлекать финансирование, опираясь не только на спрос в Казахстане, но и на глобальный спрос.
– Опыт каких торговых площадок переняла AIX?
– В первую очередь мы ориентировались на листинговые требования, которые эквивалентны стандартам Управления Великобритании по листингу (UKLA), а также листинговым требованиям большинства юрисдикций Европейского союза. Это сделано для того, чтобы зарубежным инвесторам, которые приходят на наш рынок, были хорошо понятны правила работы AIX. При этом мы учитываем особенности и потребности местных эмитентов. К примеру, недавно обновили требования, которые позволят снизить расходы для эмитентов, оптимизировать процедуры листинга и ускорить сроки рассмотрения документов. Мы стараемся создать для них максимально удобные условия и в то же время обеспечить инвесторам уверенность в высоких стандартах корпоративного управления.
– Что из того, что есть на европейских площадках, реализовано на AIX?
– Во-первых, нужно сказать о нашей технологической платформе. Торговая площадка AIX с точки зрения технологий является уникальной для региона благодаря партнерству с NASDAQ. Мы можем обрабатывать большое количество заявок – до 10 тыс. транзакций в минуту, а также автоматически производить аудит операций. Для этого недавно была внедрена система NASDAQ SMARTS, которая позволяет выявить подозрительные действия на рынке, а главное – предотвратить их. Это позволит нам обеспечить целостность рынка за счет выявления аномальных торговых действий и предоставит нашим клиентам справедливый, прозрачный и безопасный рынок, что имеет решающее значение для привлечения ликвидности.
Во-вторых, это наличие инфраструктуры, которую мы сейчас расширяем. Это такая специфическая тема, о которой обычно говорят только специалисты, но она чрезвычайно важна для гармоничного биржевого рынка. Я говорю об инфраструктуре пост-трейда, то есть такой инфраструктуре, которая позволяет завершать сделку после того, как она совершена, и в целости и сохранности переводить ценные бумаги и деньги от покупателя к продавцу. Так вот, Центральный депозитарий AIX, который несет ответственность за эти функции, является ассоциированным членом Европейской ассоциации центральных депозитариев ценных бумаг (ECSDA). Это означает, что наш Центральный депозитарий твердо намерен следовать международным стандартам в области пост-трейдинга и вести свою деятельность в соответствии с передовыми практиками в этой области, чтобы обеспечить инвесторам уверенность в услугах AIX по клирингу и расчетам.
Кроме того, мы упрощаем доступ международным брокерам и инвестфондам к нашей системе клиринга и расчетов через европейские компании KELER CSD и KELER CCP. Это сотрудничество обеспечит удобный доступ и минимизацию издержек для глобальных брокеров и инвестиционных фондов. Кроме того, окончательные расчеты будут производиться в юрисдикции ЕС, что обеспечивает дополнительные гарантии, в то время как ценные бумаги инвесторов будут по-прежнему регистрироваться в AIX CSD.
Наконец, опыт IPO «Казатомпрома» и двойного листинга крупной международной добывающей компании Polymetal показал, что как глобальные, так и розничные инвесторы испытывают доверие к нашей платформе.
– Если говорить о стоимости инфраструктуры, то сколько в нее инвестировано?
– На мой взгляд, заострять внимание на инвестициях в инфраструктуру было бы не совсем правильно, поскольку биржа функционирует в экосистеме своего мажоритарного акционера – Международного финансового центра «Астана». МФЦА в свою очередь предоставляет нам возможность пользоваться такими преимуществами, как отдельная юрисдикция и регуляторная база, основанная на принципах английского общего права, и арбитражный суд. Все эти услуги являются комплиментарными для клиентов AIX, именно такое комплексное решение мы продаем сегодня.
– С какими компаниями вы сейчас ведете переговоры по листингу?
– Как уже неоднократно объявлялось ранее, мы ведем переговоры о листинге с дочерними компаниями фонда «Самрук-Казына», которые планируется частично приватизировать: это «Казахтелеком», «Эйр Астана», «КазМунайГаз». Это все, что касается суверенных выпусков еврооблигаций министерства финансов, которые будут проходить на AIX в разных валютах. Что нам это дает? Возможность для раскачивания маховика. Безусловно, частному бизнесу для подготовки к выходу на биржу требуется гораздо больше времени и ресурсов, поэтому именно государственные размещения, как в форме акций, так и в форме облигаций, дают возможность продемонстрировать возможности AIX. Мы можем находить инвесторов на эти размещения, они у нас сегодня уже зарегистрированы: с AIX работают локальные, китайские и восточноевропейские брокеры, в течение июля зайдет один из крупнейших российских брокеров, до конца года – еще один-два. Также ведутся переговоры с рядом дубайских брокеров, потому что на бирже есть отдельная секция, связанная с исламскими финансами, на сегодняшний день к этому продукту проявляют большой интерес в регионе. Если благодаря государственным компаниям в рамках приватизации мы покажем хорошие результаты, то коммерческие компании будут понимать, что есть альтернатива банковскому кредитованию и депозитам. Если вклады в твердой валюте, например, в долларах, дают доходность максимум 1%, то вложения в еврооблигации с маленьким порогом входа обеспечивают прибыльность порядка 4-6% годовых. Хотя все будет зависеть от рисков, можно получать и до 9%, если мы говорим о нерейтингованных бумагах. Но туда, скорее всего, не будут впускать компании ретейла, для того чтобы не было дефолтных историй.
– Руководитель одной из казахстанских компаний говорил, что средний бизнес вряд ли потянет условия по листингу на AIX.
– Условия по листингу на нашей бирже аналогичны условиям для частного бизнеса на так называемых пограничных и развивающихся рынках. При этом нужно понимать, что основные затраты при IPO компании вынуждены тратить на консультантов, а комиссионные расходы в перечне затрат эмитента минимальны и находятся лишь в самом конце списка. При этом нужно сравнивать, как мы уже обсуждал ранее, какие возможности открывает частному бизнесу публичный статус – помимо повышения стандартов корпоративных требований, это еще и защита акционерного капитала, что, на мой взгляд, актуально для нашего региона.
– Что вы можете сказать о конкуренции между двумя биржами – AIX и KASE?
– На мой взгляд, в нашем случае речь не идет о конкуренции, поскольку мы очень разные технологические платформы, которые регулируются по разным принципам. Это все равно что сравнивать яблоко и апельсин. Тем не менее для инвестора разделение локального рынка между несколькими биржами крайне неудобно, поскольку нет никаких эмпирических данных, что спонсируемый двойной листинг или кросс-листинг увеличивает ликвидность. Наоборот, есть свидетельства, в том числе и в Казахстане, что разделение пула ликвидности сокращает в целом ликвидность и тем самым приносит ущерб эмитентам и инвесторам. Например, на развитых рынках, где есть несколько бирж (США, ЕС и Австралия), эмитенты по умолчанию соглашаются быть включенными в список нескольких торговых площадок, существуют нормативные гарантии для поддержания единого пула ликвидности и защиты инвесторов. Ни одного из этих механизмов не существует пока в Казахстане. В связи с этим мы считаем, что для пробуждения рынка капитала в Казахстане необходимы согласованные, скоординированные и последовательные усилия всех сторон.
– Сколько может уйти времени у AIX на создание высоколиквидного рынка капитала?
– AIX готова двигаться быстро. Есть несколько потенциальных эмитентов частного бизнеса, которые рассматривают нас как площадку для привлечения фондирования, им крайне интересен доступ к нашей базе финансовых институтов и конечным инвесторам. Их привлекает наше правовое поле, которое позволяет им чувствовать себя более защищенными. У нас ведется активная работа по junior mining – это сектор юниорских горнорудных компаний, где есть определенные риск с точки зрения доказанности запасов, но при этом им нужно развиваться, а для этого нужен капитал. Поскольку Казахстан является страной с богатыми ресурсами, пообщавшись с рядом эмитентов, мы увидели большой спрос на этот сегмент. Следующий сектор, в котором у нас ведется активная работа, – «зеленое» финансирование и все, что связано с зеленой энергетикой. Мы рассчитываем, что до конца 2020 года у нас разместятся одна-две компании.
Также у нас есть запрос девелоперов на создание фондовых структур под названием REIT – это real estate investment trust, которые секьютеризируют доходы от аренды коммерческой недвижимости. Сейчас этот рынок во всем мире находится в стадии стагнации, поэтому ряд инвесторов начинает рассматривать альтернативные варианты инвестиций. Мало какие REIT смотрят на жилую недвижимость, они заинтересованы в коммерческой недвижимости с точки зрения потоков арендных платежей. Это тоже хорошая альтернатива банковским депозитам. Мы понимаем, что для развития глубокого рынка капитала требуются как покупатели, так и продавцы, требуется широкая линейка продуктов. Для биржи, которая за год с момента создания до первых торгов смогла создать полностью работающую инфраструктуру с экосистемой глобальных и локальных брокеров, мы считаем, что двигаемся хорошими темпами. Нужно еще немного времени, чтобы вывести новых эмитентов с новыми продуктами и оживить наконец рынок капитала в нашем регионе. У нас есть для этого все возможности.