Онлайн страхование в Казахстане

Пятница, 19 июля 2019
Menu

Почему комиссиям по банковским картам быть

В Казахстане в обращении находится 24 млн платежных карт

 Почему комиссиям по банковским картам быть

Вопрос банковской комиссии по платежным картам опять, что называется, – всплыл. И думаю, он будет продолжать всплывать, пока будет жив запрос на популизм. Ведь нет другого более простого способа завоевать популярность у масс, как попытаться сделать что-либо «бесплатным». Единственное, что в этом удивляет – почему никто не требует сделать бесплатным, например, хлеб. Ну, или бензин – это явно вызвало бы позитив в обществе. Или все-таки есть понимание, что бесплатный хлеб – невозможен? Как и бесплатный бензин. Кто-то должен бурить скважины, качать сырую нефть, перегонять, перевозить и так далее. И с хлебом – тоже понятно. А вот с комиссией по банковским картам, похоже, нет.

Давайте посмотрим, что такое банковские карты. Двадцать лет назад в Казахстане платежных карт практически не было. Несколько банков начали делать первые шаги в построении этого бизнеса: закупали и ставили банкоматы, раздавали карты студентам и вообще, кому удавалось, покупали серверы, программное обеспечение, обучали специалистов. Сейчас платежные карты выпускают 22 банка и АО «Казпочта», в стране насчитывается более 10 тыс. банкоматов, более 133 тыс. POS-терминалов установлены в различных торговых точках. В обращении находится 24 млн платежных карт, ежемесячно проходит более 50 млн транзакций внутри и за пределами страны.

Выстроить и обслуживать подобную инфраструктуру стоит существенных денег. Отвечать за точность и безопасность платежей – большая ответственность. Вряд ли кто-то готов делать все это бесплатно, не говоря уже о том, чтобы продолжать развивать и совершенствовать систему. Тем не менее только за последний год мы увидели внедрение QR-платежей, ApplePay, GarminPay и бурный рост интернет-транзакций. При этом держатели карт уже отвыкли платить за их обслуживание. Выпуск карт осуществляется бесплатно, снятие наличных производится бесплатно, мобильный банкинг для клиентов банков тоже бесплатный. Кроме того, бесплатно проводится оплата коммунальных платежей, а за то, что держатель банковской карты расплачивается ею за товары в магазинах, получает бонусы.

То есть «хлеб» бесплатный и еще масло иногда раздают. Не удивительно, что объем безналичных операций по картам растет с темпом в два раза год к году. В 2017 году безналичный оборот по банковским картам находился на уровне 140 млрд тенге в месяц. В марте 2019-го этот показатель составлял уже более 600 млрд тенге.

При этом мы регулярно слышим «что-то безналичный оборот медленно растёт, давайте уберем комиссии по картам для коммерсантов, и вот тогда…» Сюрреализм, правда? Комиссии для коммерсантов – это единственное, что позволяет поддерживать и развивать систему. В случае если их убрать, сразу кончатся и бонусы, и бесплатное обслуживание карт, и даже бесплатный «нал» в банкоматах. Сейчас схема распределения комиссий выглядит примерно так. Магазин платит банку комиссию в размере от 0,5% до 2,5% от стоимости покупки клиента. Часть получает банк-эквайер, установивший POS-терминал, часть – платежная система, предоставившая технологию, обеспечивающую безопасность и международную обработку карт. Мы же хотим, чтобы иностранные туристы могли платить в наших магазинах? Кстати, расходы на новые разработки компании VISA составляют более $500 млн в год. Много ли стран могут позволить себе столько тратить на развитие платежной системы? Дальше комиссию получает банк-эмитент, выпустивший карту клиенту и отвечающий за обслуживание его счета, и уже из этой суммы выплачивает ему бонус или кэшбэк. У всех свои роли, все не зря получают деньги.

Какую же часть можно сократить? Комиссию банка-эквайера? Но тогда он перестанет бороться за увеличение сети POS-терминалов. Платежных систем? Наши карты перестанут получать новейшие платежные технологии и работать за рубежом. Банка эмитента? А кто будет обслуживать карту клиента, предоставлять ему сервис и решать проблемы? Осталось только убрать бонус, который является мощным механизмом стимулирования использовать карту именно в магазине, а не снимать деньги в банкомате.

Кстати, такой эксперимент провели законодатели в Европе. Установили максимальную ставку по комиссии на POS-терминале, и что случилось? Бурно выросла доля безналичных транзакций? Нет. Клиенты стали платить за обслуживание карт – да. Банки потеряли интерес к развитию POS-терминальной сети. Интереснее стало просто выпустить карту клиента и брать с него деньги и не важно, где он их тратит: в банкомате или POS-терминале. Они у них так и называются «банкоматные карточки» (ATM card).

И чтобы проиллюстрировать ситуацию в мире, стоит обратить внимание на то, какие комиссии взимают глобальные игроки на этом рынке. Некоторые из них, кроме процента за транзакцию, взимают еще и фиксированную комиссию $0,15-$0,30 с каждой операции, то есть до 100 тенге при покупке на тысячу тенге – это 10%. И после этого стоит ли продолжать считать, что у нас дорого?

Так что разумно посоветовать тем, кто предлагает снизить комиссии, лучше уж изобретите бесплатный хлеб. Или даже мясо, мы же живем в Казахстане.

84b7bb6a36e5c31f2852655b3ed.png

Источник kapital.kz

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Казахстанские страховщики стали выплачивать пострадавшим в ДТП чаще, но средняя…

19-07-2019 Просмотров:31

Казахстанские страховщики стали выплачивать пострадавшим в ДТП чаще, но средняя сумма выплат снижается

Качество любого страхования оценивается потребителем не только сервисом при продаже. Основную оценку...

ЦБ России выявил нарушения в половине проверенных страховых компаний

19-07-2019 Просмотров:41

ЦБ России выявил нарушения в половине проверенных страховых компаний

В половине страховых компаний и в трети банков, проверенных ЦБ РФ во...

Самые страшные кораблекрушения в мире

19-07-2019 Просмотров:34

Самые страшные кораблекрушения в мире

Мир знаком с множеством кораблекрушений, потрясших своей масштабностью и ужасом произошедшего. Немало...

10 самых страшных экологических катастроф в истории

19-07-2019 Просмотров:32

10 самых страшных экологических катастроф в истории

19 ноября 2002 года у берегов Галисии потерпел аварию танкер «Престиж», что...

Пять ужасных катастроф: какой год был самым страшным за всю…

19-07-2019 Просмотров:62

Пять ужасных катастроф: какой год был самым страшным за всю историю

На протяжении нескольких тысяч лет человечество неоднократно страдало от разрушительных природных катаклизмов, стиравших с лица...

Allianz X финансирует в провайдера данных ESG Arabesque S-Ray для…

19-07-2019 Просмотров:45

Allianz X финансирует в провайдера данных ESG Arabesque S-Ray для разработки продуктов и услуг в области ESG

Allianz X, цифровое инвестиционное подразделение страховщика Allianz Group, расположенное в Германии, возглавило...

Рост автоматизации на рабочих местах требует эффективной стратегии цифровой трансформации:WTW

19-07-2019 Просмотров:48

Рост автоматизации на рабочих местах требует эффективной стратегии цифровой трансформации:WTW

В связи с тем, что в сфере автоматизации на рабочем месте не...

Страховой рынок в России приходит в норму, но угрозы остаются:…

19-07-2019 Просмотров:51

Страховой рынок в России приходит в норму, но угрозы остаются: AM Best

Российский страховой рынок достиг положительного перелома, поскольку в 2018 году премии выросли...

Азия: секреты успеха современных страховых агентов

19-07-2019 Просмотров:52

Азия: секреты успеха современных страховых агентов

В течение некоторого времени бушевали споры о том, будут ли традиционные страховые...

Индия: доходы от премий в сфере автострахования снижаются из-за падения…

19-07-2019 Просмотров:45

Индия: доходы от премий в сфере автострахования снижаются из-за падения продаж автомобилей

Страховщики начинают видеть замедление роста премии автострахования, поскольку продажи на автомобильном рынке...

Южная Корея: регулятор рекомендует соблюдать осторожность при покупке накопительных страховых…

19-07-2019 Просмотров:46

Южная Корея: регулятор рекомендует соблюдать осторожность при покупке накопительных страховых продуктов номинированных в валюте

Служба финансового надзора (FSS) предупредила потребителей о рисках страховых продуктов, номинированных в...

Австралия: регулятор планирует запретить страховой телемаркетинг

19-07-2019 Просмотров:42

Австралия: регулятор планирует запретить страховой телемаркетинг

Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (ASIC) предлагает запретить «холодные» телефонные...

НБРК сообщил о выявленных во II квартале 2019 года нарушениях…

18-07-2019 Просмотров:93

НБРК сообщил о выявленных во II квартале 2019 года нарушениях страховыми организациями прав потребителей  

Национальным Банком по итогам второго квартала 2019 года по обращениям и жалобам...

Индия: пересмотренные правила продуктов страхования жизни улучшают условия для страхователей

18-07-2019 Просмотров:63

Индия: пересмотренные правила продуктов страхования жизни улучшают условия для страхователей

IRDAI опубликовал пересмотренные правила, регулирующие страховые продукты  unit-linked и продукты не связанные...

Сингапур: Местный FinTech вводит «динамический» QR-код для страховых выплат

18-07-2019 Просмотров:79

Сингапур: Местный FinTech вводит «динамический» QR-код для страховых выплат

Компания Singapore Life сообщает, что решила проблему несоответствия страховых премий и номеров...

Кибератаки сильно ударили бизнесу, средние убытки составили почти $5 млн:…

18-07-2019 Просмотров:85

Кибератаки сильно ударили бизнесу, средние убытки составили почти $5 млн: исследование

Предприятия в Китае, Японии и Индии видят, что в среднем из-за кибератак...

Япония: ESG-совместимые предприятия получат лучшее страховое покрытие в эпоху изменения…

18-07-2019 Просмотров:74

Япония: ESG-совместимые предприятия получат лучшее страховое покрытие в эпоху изменения климата

Поскольку важность инвестиционных принципов в области охраны окружающей среды, социальной сферы и...

Южная Корея: страховщики продолжают выпускать облигации для привлечения капитала

18-07-2019 Просмотров:56

Южная Корея: страховщики продолжают выпускать облигации для привлечения капитала

Южнокорейские страховщики продолжают выпускать корпоративные облигации с целью привлечения средств для подготовки...

В ряду прочих: какая роль уготована страховым компаниям в экосистеме?

18-07-2019 Просмотров:65

В ряду прочих: какая роль уготована страховым компаниям в экосистеме?

Свое мнение по этому вопросу finversia.ru высказал Валерий Курганов, советник генерального директора по правовым вопросам и председатель...

Топ-10 самых страшных техногенных катастроф в истории человечества

18-07-2019 Просмотров:94

Топ-10 самых страшных техногенных катастроф в истории человечества

Несмотря на высокие достижения человечества в науке и технологиях, люди все еще...

Десять крупных техногенных катастроф в мире

18-07-2019 Просмотров:61

Десять крупных техногенных катастроф в мире

С развитием промышленности такие катастрофы случаются потому, что в добывающих и перерабатывающих...

Сингапур: в центре внимания судебный иск на $1,8 млрд по…

18-07-2019 Просмотров:75

Сингапур: в центре внимания судебный иск на $1,8 млрд по поводу предполагаемого переманивания страховых агентов

Высокий суд Сингапура рассматривает судебный иск одного из крупнейших страховщиков жизни страны,...

Крупнейшие мировые страховщики делают ставку на потенциал RiskGenius, стартапа InsurTech…

18-07-2019 Просмотров:72

Крупнейшие мировые страховщики делают ставку на потенциал RiskGenius, стартапа InsurTech

RiskGenius, стартап InsurTech, предоставляющий программные инструменты обработки естественного языка для страховой отрасли,...

Около 6 миллионов человек по-прежнему страдают от сезонных муссонных наводнений…

18-07-2019 Просмотров:48

Около 6 миллионов человек по-прежнему страдают от сезонных муссонных наводнений в Южной Азии

Почти 6 миллионов человек в Непале и Индии страдают от сезонных проливных...